Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Ребенок не хочет учиться

В этом посте хочу затронуть волнующую многих родителей проблему, когда их ребенок не хочет учиться, теряет интерес и мотивацию к учебе в школе. Безусловно, это не может не беспокоить и родители задаются вопросом: «что делать?».

Как и с любой проблемой в семье, разбираться необходимо индивидуально, ведь множество факторов влияет на ребенка: атмосфера в семье, какие-то события, внутрисемейная коммуникация и прочее, что в свою очередь может в той или иной степени отражаться на обучении. В этом смысле, когда родители задаются вопросом: «почему ребенок не хочет учиться», важно не отделять этот процесс от общей картины жизни ребенка, словно это что-то отдельное и изолированное. Напротив, понимание общей картины, - того как и в чем живет ребенок, может дать необходимые ответы и как следствие, - помочь в поиске путей решения проблемы.

Как и во всех проблемах с детьми, родителям необходимо начать с себя в поиске ответов. Ведь именно они являются основной моделью поведения ребенка. Родители создают эмоциональный, информационных фон, в котором живет ребенок, обучается.

Что такое обучение? Зачем учиться? Зачем ходить в школу и делать уроки? Кому это нужно: родителям, учителям, ребенку? На эти, казалось бы, простые вопросы, часто родители затрудняются ответить или отвечают какими-то простыми шаблонами, страшилками или вообще примитивным: «потому что надо» (кому надо, зачем надо...).

Это может отражать важные проблемы: образа самого процесса обучения (это что: повинность; наказание; кара; то, что нужно перетерпеть и пр.); ценности знаний и навыков; смыслов (зачем нужны знания, что это даст) как у родителей, так, естественно, у ребенка. Как сами родители относятся к обучению? Учатся ли сами чему-нибудь? Как полученные знания реально связываются с жизнью ученика (будь это родитель или ребенок), - «я узнал, теперь я могу...»?

Если образ процесса обучения негативный, если ценности знаний, смыслов нет у самих родителей, если родители сами ничему не учатся, если не понимают, как можно использовать знания, если нет никаких связей между тем, чему учится ребенок в школе и тем, что его окружает в жизни, то вопрос: «зачем мне все это нужно», - становится очень уместным и логичным.

Вот простой пример. Многие дети любят компьютерные игры. Часто родители делают, на мой взгляд, ошибку, когда представляют детям такие игры как бесполезный досуг; зло, отвлекающее от учебы и прочее в этом духе. В этом случае, родители упускают отличный пример результата и ценности обучения, который будет понятен ребенку.

Компьютерные игры - это результат творческого и интеллектуального труда многих людей: дизайнеров и художников, программистов, музыкантов, актеров и т.д. Эти люди, обучались многие годы, чтобы (и часто с удовольствием) делать эти игры, в которые также с удовольствием играет ребенок.

Ребенок может понимать, - все то, что его окружает и так нравится, - это результат обучения и знаний. Знания позволяют делать вещи, которые он так любит. Ну, конечно, в этом понимании ему могут помочь родители, - разговаривая, обращая внимание на детали, процессы, показывая связи между обучением, информацией, навыками и результатами труда, - теми вещами, которые окружают ребенка как малом масштабе, - его вещи, игрушки и т.д., так и в большом - достижения медицины, робототехники, космоса и прочего.

Отсюда возникает и другой большой вопрос о коммуникации между родителями и ребенком: какую она имеет форму, содержание и т.д. Если родители пытаются донести до ребенка важность обучения, то немаловажно, - как они это делают, какими способами. С удовольствием ли и интересом рассказывают своему ребенку о знаниях, науке, окружающих вещах и будущем? Интересуются ли полученными ребенком знаниями и навыками? Или никакого удовольствия и интереса нет, но есть тревога, гнев и директивное «надо»?

Это лишь часть того, о чем стоит задуматься родителям, если их ребенок не хочет учиться: образ процесса обучения (сформирован ли он, каков он), ценности, смыслы, коммуникация.

Если вам эта тема близка, конкретные ситуации можно обсудить на форуме в моей ветке >>>


Все темы блога

, 29.04.2021

Чего боится привидение?

Все то новое, с которым ребенок невольно сталкивается, может вызывать у него разные чувства и переживания: любопытство, интерес, восторг, раздражение, гнев и др. При этом он неминуемо сталкивается с тем, что его может испугать, вызвать страх.


Если не сейчас, то когда?

Конечность жизни не ощущается, пока об этом специально не задумаешься или не столкнешься со смертельной опасностью, болезнью, смертью близких. Но пока присутствует ощущение вечности, то свои желания и интересы можно отложить в вечность.


Комментарии (0)

[!] Для возможности комментирования зарегистрируйтесь на форуме и/или войдите в свою учетную запись.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация