Тяжелые условия жизни влияют на микробиом кишечника из поколения в поколение

Тяжелые испытания, пережитые матерями в детстве или во время беременности, отражаются на составе микробиома кишечника их двухлетних детей, сообщает международная группа ученых под руководством психологов Калифорнийского университета.

Ученые обнаружили небольшие или средние изменения в микробиоме детей. Исследование является первым, в котором документально подтверждено трансгенерационное влияние неблагоприятных факторов на микробиом кишечника человека.

Все большее число данных связывают микробиом кишечника с функционированием мозга и иммунной системы, и, по мнению исследователей, изменения в этом сообществе микроорганизмов, вероятно, являются одним из способов влияния неблагоприятных условий на социально-эмоциональное развитие детей.

Исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, опирается на результаты предыдущих исследований на грызунах, которые показали, что пренатальный стресс нарушает микробиом влагалища и кишечника матери. Поскольку дети приобретают первые микробы в кишечнике, проходя через родовой канал матери, микробиомы матерей являются основой микробиомов их потомства.

Предыдущие исследования на людях показали, что вскоре после рождения стресс, пережитый младенцем в утробе матери, и собственный психологический дистресс матери влияют на микробиом младенца. И хотя было известно, что влияние пренатального стресса на микробиом грызунов сохраняется во взрослом возрасте, ученые еще не знали, как долго после рождения эти нарушения сохраняются у человека и влияют ли они на следующее поколение.

В исследовании изучались последствия плохого обращения с матерями в детстве, тревожность во время беременности и подверженность детей стрессовым жизненным событиям в 450 парах мать-ребенок в Сингапуре, когда детям было 2 года. Исследователи попросили матерей вспомнить о жестоком обращении, пренебрежении или других видах плохого обращения, с которыми они сталкивались в детстве, а также провели скрининг матерей на тревожность во время второго триместра беременности.

Исследователи также опросили основных опекунов детей, чтобы узнать о стрессовых событиях, которые пережили дети, а также об их общем поведении и здоровье в первые два года жизни, и собрали образцы кала детей. Исследователи также учитывали семейный доход, который часто служит косвенным показателем неблагополучия в детстве.

Дети, матери которых сообщали о повышенной тревожности во время беременности, имели микробиом, в котором виды микроорганизмов имели популяции одинакового размера, что биологи называют "равномерностью", которая ранее не была обнаружена. Как правило, популяции различных видов микроорганизмов, составляющих микрофлору кишечника, "более комковатые": одни виды многочисленны, другие встречаются реже. Однако в исследуемой выборке эти различия были менее заметны, а популяции имели сходные размеры.

Микробы кишечника детей, переживших стрессовые события после рождения, также отличались меньшим генетическим разнообразием, то есть микробы, обитающие в кишечнике каждого ребенка, были более тесно связаны друг с другом, чем это обычно бывает.

Однако, несмотря на то, что большее количество неблагоприятных событий коррелировало с меньшим генетическим разнообразием микроорганизмов у каждого ребенка, количество неблагоприятных событий не влияло на степень сходства микробиомов кишечника детей друг с другом. Различия между детьми сохранялись.

"Существует много вопросов относительно того, лучше или хуже большее разнообразие или равномерность микробиома кишечника в детском возрасте, поэтому мы не знаем, лучше ли большее разнообразие в возрасте 2 лет", - сказала Франческа Квердаси, докторант Калифорнийского университета и ведущий автор статьи.

"Однако многие из видов, которые, как мы обнаружили, связаны с неблагоприятными условиями, как известно, определенным образом взаимодействуют с иммунной системой, что позволяет предположить, что, возможно, после неблагоприятных условий микробиом кишечника взаимодействует с иммунной системой по-другому. Нам многое предстоит изучить в будущем".

Исследователи также обнаружили, что некоторые виды поведения и проблемы с психическим здоровьем связаны с обилием определенных видов микробиома в кишечнике. Хотя ни один из этих видов не был связан с неблагоприятными условиями в данном исследовании, авторы отметили, что некоторые из них были связаны с неблагоприятными условиями в прошлых исследованиях и могут выполнять те же функции, что и виды, связанные с неблагоприятными условиями.

Связь между мозгом и кишечным микробиомом быстро развивается в первые два-три года жизни, и вполне вероятно, что изменения, вызванные неблагоприятными факторами, продемонстрированные в новом исследовании, оказывают определенное влияние на социально-эмоциональное развитие детей.

По мере того как ученые узнают все больше о связи мозга и микробиома кишечника, развивается новая область исследований - диетологическая психиатрия, изучающая, как изменения в питании могут повлиять на психическое здоровье.

"Микробиом привлекает к себе много внимания, и это очень интересно, но на самом деле он является лишь одним из кусочков большой и сложной головоломки, связанной со здоровьем человека", - говорит Бриджет Каллаган, доцент кафедры психологии Калифорнийского университета и старший автор статьи.

"Наше исследование является частью растущего числа исследований, показывающих влияние раннего воздействия и трансгенерационного опыта на микробиом. Когда мы поймем, как пережитые трудности могут повлиять на микробиом кишечника, мы сможем попытаться манипулировать диетой, пищевыми добавками и образом жизни, чтобы оказать положительное влияние на микробиом кишечника и более широкую траекторию развития человека".

ScienceDaily, Пер.:

Кетогенная диета улучшает состояние при тяжелых психических заболеваниях

Исследование показало, что метаболические эффекты кетогенной диеты могут помочь стабилизировать работу мозга людей, страдающих серьезными психическими заболеваниями, такими как шизофрения или биполярное расстройство.

Распространенные головные боли связаны с воспалением шеи

Согласно новому исследованию, ученые выявили объективные доказательства того, как мышцы шеи участвуют в первичных головных болях.