Микропластик может вызывать воспаление в мозге

Все больше данных свидетельствует о том, что микропластик, попавший в нашу кровь, способен преодолеть гематоэнцефалический барьер млекопитающих. Теперь предварительные эксперименты показывают, какое потенциальное воздействие он может оказать, попав внутрь. При этом выветрившийся микропластик гораздо более токсичен для клеток мозга человека, чем свежий.

"Последствия вредного воздействия микропластика особенно тревожны, поскольку вторичный микропластик, попавший в естественную среду, вызывает более сильную воспалительную реакцию в мозге", - говорит биолог Сун-Кюн Чой из Института науки и технологии Тэгу Кенбук (DGIST).

Мы полностью окружили себя пластиком. Мы обтягиваем себя им, общаемся с ним, едим и пьем из него, живем в нем, путешествуем и так далее - только в 2021 году было произведено 390 млн. тонн пластика. Каждый из этих многочисленных источников выбрасывает фрагменты, называемые микропластиком, в течение всего срока службы, а не только после утилизации.

Подвергаясь воздействию таких стихий, как дождь, ветер и солнечный свет, эти крошечные фрагменты изменяют свою форму и структуру, прежде чем попасть обратно в живые организмы. Еще задолго до своего рождения мы впитываем в себя пыль из выветрившихся кусочков пластика.

В то время как в предыдущих исследованиях проверялось влияние новых пластиков на клетки нашего мозга, биолог Хи-Ен Ким и ее коллеги из DGIST провели испытания с помощью выветрившихся частиц. Они внимательно изучили реакцию иммунных клеток мозга - микроглии - на выветрившийся микропластик, полученный из полистирола, по сравнению с аналогичным по размеру "первичным".

Кормление мышей выветрившимся микропластиком в течение семи дней повышало уровень воспалительных частиц в их крови. Кроме того, у них наблюдалась повышенная гибель клеток в мозге. Затем исследователи сравнили выветрившиеся кусочки полистирола в человеческой микроглии, выращенной в лаборатории.

Микроглия, составляющая 10-15% клеток мозга, патрулирует центральную нервную систему в поисках объектов, которых там быть не должно. Неудивительно, что предыдущее исследование, проведенное командой, показало, что микрочастицы накапливаются в микроглии мышей.

Ким и коллеги обнаружили, что выветрившийся микропластик влияет на белки, участвующие в расщеплении сахаров до энергии, увеличивая их экспрессию в микроглиальных клетках в 10-15 раз по сравнению с клетками контрольных групп. Кроме того, они в 5 раз увеличивали концентрацию белков, участвующих в гибели клеток мозга.

Специалисты предполагают, что это может быть связано с изменениями, происходящими в микропластике под воздействием солнечного света. Полистирол поглощает ультрафиолетовые волны, в результате чего пластик становится более хрупким и склонным к фрагментации. Ким и его коллеги обнаружили, что выветрившийся полистирол имеет увеличенную площадь поверхности и измененные химические связи - два свойства, которые влияют на его реакционную способность.

Все это приводит к усилению воспалительной реакции клеток головного мозга - гораздо более сильной, чем у не выветрившегося микропластика, испытанного в эквивалентных дозах.

"Мы впервые установили, что пластик, попавший в окружающую среду, подвергается ускоренному процессу выветривания, превращаясь во вторичный микропластик, который может служить нейротоксичным веществом, приводящим к усилению воспаления и гибели клеток в мозге", - поясняет Чой.

Результаты пока наблюдались только на живых мышах и образцах тканей человека в лабораторных условиях, но тот факт, что эти загрязнители способны вызывать столь глубокие изменения после попадания в ткани мозга, позволяет предположить, что они действительно влияют на здоровье нашего мозга.

Хотя в экспериментах использовались небольшие по объему выборки и высокие концентрации микропластика для учета долгосрочного накопления микропластика, для проверки полученных результатов ученые планируют провести более длительные исследования с большим количеством образцов и дозами, которые лучше отражают условия окружающей среды во времени.

ScienceAlert, Пер.:

Увеличение количества шагов на 3000 в день может снизить артериальное давление у пожилых людей

Новое исследование показало, что добавление относительно минимального количества движения - около 3000 шагов в день - может значительно снизить высокое кровяное давление у пожилых людей.

Колебания артериального давления - предупреждающий знак для деменции

Исследователи обнаружили, что колебания кровяного давления могут являться потенциальным предвестником деменции и сосудистых заболеваний.