Делают ли жестокие игры людей агрессивными? Этим вопросом исследователи задавались с тех пор, как самая первая приставка была подключена к телевизору и начались первые виртуальные сражения в духе «а давайте-ка их пристрелим».
Публикация Патрика Киеркигарда из Университета Эссекса, Англия в Journal of Liability and Scientific Enquiry, предполагает, что есть научное подтверждение, что компьютерные игры безопасны и не ведут к агрессии в жизни. Тем не менее, его работа показывает, что большинство исследований доказывают обратное.
Видеоигры прошли долгий путь развития от обычного пинг-понга и каскадных игр начала 1970-х годов до более поздних космических Asteroids и Space Invaders, а так же таинственной Pac-man. Сегодня новое поколение игр с обезглавленными телами и бесконечной стрельбой привлекают все больше и больше геймеров, а жестокие сцены стали нормой.
Киеркигард отмечает, что такие отмеченные наградами игры как серия Grand Theft Auto пропагандируют убийства, грабежи и разрушение всего, что попадается на пути, а геймеры стремятся во что бы то ни стало выиграть игру за счет виртуального визита к жрице любви или выгодного обмена средствами. Игры вроде '25 To Life' являются довольно противоречивыми, строясь на сюжетах, включающих разборки бандитских группировок, убийства полицейских, а игры наподобие World of Warcraft и Doom вряд ли подойдут тем, кто любит вязание крючком и мирные прогулки по деревне.
Киеркигард считает, что с каждым годом игры становятся все более и более жестокими и большинство из них поощряют насилие и агрессию. Но он задается вопросом: «Есть ли научное доказательство того, что жестокие игры ведут к агрессии и жестокому поведению в жизни?» Страшные рассказы прессы о том, что геймеры становятся помешанными на подобных играх и исследования многих ученых поддерживают предположение, что виртуальная жестокость порождает жестокость реальную. Киеркигард изучил результаты нескольких исследований, начиная с 1980-х годов, некоторые из которых заключали, что жестокие игры вели к подростковой преступности, дракам в школе и после уроков и жестоким видам поведения, как например разбойное нападение и грабеж. Фотографии мозга, сделанные в процессе игры так же доказывают, что подобные игры активируют именно ту часть мозга, которая отвечает за агрессию.
Тем не менее, Киеркигард отмечает, что явной связи между статистикой по уровню реальной жестокости и видеоиграми нет. Наоборот, намечается обратная тенденция, и можно поспорить, что игры повлияли на снижение уровень насилия. Несмотря на несколько серьезных инцидентов, произошедших в учебных заведениях США, «уровень преступлений совершенных с особой жестокостью, особенно среди молодых, сильно снизился с 1990-х годов» сказал Киеркигард, «в то время как видеоигры стали гораздо более популярны и широко продаваемы». Например, в США в 2005 году было совершено 1,360,088 преступлений против 1,423,677 годом ранее. «Если учитывать, какое огромное количество игр продается по всему миру, все люди должны были уже давно ожесточиться до предела» сказал он. «Тем не менее, уровень насилия понизился».
Киеркигард отмечает, что данное исследование еще не окончено. Возможно, что некоторые игры могут влиять на эмоции, взгляды, поведение, но с таким же успехом агрессию могут вызвать и книги, если человек предрасположен к жестокому поведению. Разночтения в исследованиях, изученных Киеркигардом, указывают на то, что вопрос влияния видеоигр на психику нуждается в более подробном исследовании.
Inderscience Publishers, Пер.: Ольга Поломошнова