Любопытство парадоксальным образом увеличивает терпение людей в ожидании ответа и одновременно делает их более жаждущими его услышать, говорится в новом исследовании нейробиологов из Университета Дьюка.
Исследование может помочь как преподавателям, так и студентам, поскольку оно описывает ту сторону любопытства, которая побуждает нас оставаться вовлеченными в процесс, а не искать немедленного удовлетворения.
Упорные поклонники сериала "Медведь" на канале Hulu каждое воскресенье находятся на краю своего кресла, гадая, что же произойдет в захудалой чикагской лавке хот-догов на следующей неделе. Однако новое исследование, проведенное в Университете Дьюка, помогает объяснить, почему зрители предпочитают избегать спойлеров, несмотря на желание развязки.
"Когда мы думаем о любопытстве, мы часто представляем себе потребность в немедленных ответах. Но мы обнаружили, что когда люди были более любознательны, они были готовы подождать", - говорит Эбби Сюн, Ph.D., научный сотрудник Института наук о мозге Дьюка и ведущий автор новой исследовательской работы.
Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
"Когда мы смотрим телепередачи или футбольные матчи, мы наблюдаем за тем, как информация развивается во времени, не зная, чем все это закончится. Мы хотели узнать, будет ли повышенное любопытство толкать людей на поиск или избегание немедленного получения "спойлера".
Сюн черпала вдохновение в коротких кулинарных видеороликах, популярных в Instagram и TikTok.
"Эти видеоролики привлекли мое внимание тем, что, несмотря на их краткость, в них удается развить сюжет и напряжение, так что вам становится интересно, как лазанья будет готовиться".
Поэтому Сюн достала свою цифровую кисть и сделала серию 30-секундных анимационных видеороликов с линейным рисунком, которые, как и кулинарные ролики, в итоге превращались в нечто очень узнаваемое, например, в тако или собаку.
Затем более 2 тыс. взрослых людей со всей территории США просмотрели в Интернете 25 таких коротких видеороликов с рисунками линий. Участников исследования Сюн по ходу просмотра спрашивали, насколько им интересно, что они чувствуют, и просили угадать, во что превратится рисунок. У зрителей также была кнопка "спойлер", с помощью которой они могли перейти к просмотру окончательного варианта рисунка.
Ученые с удивлением обнаружили, что, когда людям было интересно, они не нажимали кнопку "спойлер" и продолжали наблюдать за разворачивающимися рисунками. Когда же люди были менее любопытны, они, как правило, предпочитали получить ответ сразу.
"Любопытство не просто мотивировало на получение ответов, оно повышало ценность самого путешествия", - говорит Элисон Адкок, профессор психиатрии и поведенческих наук в Дьюке и старший автор нового отчета.
Исследование также показало, что любопытство возрастает на разных этапах просмотра этих видеоматериалов.
"Мы наблюдали повышенное любопытство в моменты, когда казалось, что рисунок может превратиться во что угодно, а также когда участники начинали концентрироваться на единственном ответе", - говорит соавтор исследования Цзя-Хоу По, Ph.D., научный сотрудник Института наук о мозге Дьюка.
Любопытство также вызывало у людей чувство радости, что объясняет, почему люди продолжали смотреть видео с рисованием линий, даже если они могли просто нажать кнопку и сразу же получить ответ.
"Это помогает объяснить, почему люди часто избегают спойлеров. Например, знание конца нового телесериала может лишить человека удовольствия наблюдать за развязкой сюжета", - сказал Скотт Хюттель, Ph.D., один из старших авторов исследования и профессор психологии и нейронаук Университета Дьюка.
Сюн и ее коллеги предполагают, что помимо просмотра телепередач, стимулирование любопытства может также способствовать повышению мотивации в классе и потенциальному улучшению качества обучения. В недавнем исследовании, проведенном доктором Адкоком и По, было обнаружено, что повышение любознательности может улучшить память, "подготовив" мозг к восприятию новой информации. Это последнее открытие подчеркивает, что любопытство может также способствовать настойчивости в процессе обучения, что часто необходимо для глубокого понимания.
"Понимая, что вызывает любопытство, в частности, как оно возникает на основе наших собственных идей, мы сможем найти больше способов развивать его и получать пользу от обучения, которому оно способствует", - сказал доктор Адкок.
Университет Дьюка, Пер.: PSYCHOL-OK.RU