Группа исследователей из Калифорнийского университета обнаружила связь между ранними признаками полового созревания надпочечников у дочерей-первенцев и высоким уровнем пренатального стресса у их матерей. У мальчиков и дочерей, которые не были первенцами, такого эффекта не обнаружено.
Результаты 15-летнего лонгитюдного исследования были опубликованы в журнале Psychoneuroendocrinology.
Исследование стало первым, выявившим более раннее половое созревание надпочечников в результате пренатального стресса. Надпочечниковое половое созревание характеризуется такими изменениями, как рост волос на теле, появление прыщей и аспекты когнитивного созревания, но не включает развитие груди или начало менструации у девочек и увеличение яичек у мальчиков.
Это открытие дополняет исследования в области фетального программирования, изучающие влияние стресса и других факторов, воздействующих на беременных матерей, на плод и детей в течение длительного времени после рождения.
"Это первое в своем роде открытие, на которое интересно взглянуть через призму эволюции", - говорит антрополог Молли Фокс из Калифорнийского университета, возглавившая исследование.
Фокс объясняет, что взросление дочери-первенца, но не раннее начало менструации, может позволить ей помочь матери успешно воспитывать других детей. Дочь становится достаточно зрелой, чтобы помогать заботиться о детях, но при этом еще не способна произвести на свет своих собственных детей, которые бы требовали ее внимания.
Этот вывод также позволяет понять так называемый "синдром старшей дочери" - социокультурный феномен, обсуждаемый в Интернете, который относится к уходу за детьми и другой домашней работе, которую часто берут на себя женщины-первенцы, сознательно или бессознательно, чтобы помочь в выполнении традиционных родительских или взрослых обязанностей, необходимых для ведения домашнего хозяйства.
Дискуссии в сети сосредоточены на том, что старшие дочери чувствуют чрезмерную ответственность за благополучие своей семьи.
Ученые набирали участниц исследования в двух акушерских клиниках в Южной Калифорнии во время обычных визитов в первый триместр беременности. Женщинам было в среднем 30 лет, все они были старше 18 лет, и у них была одноплодная беременность. Примерно для половины из них это была первая беременность. Все они были англоговорящими, 45% - белыми/нелатиноамериканцами и 30% - латиноамериканцами. Все они не курили и не употребляли стероидные препараты, табак, алкоголь или другие рекреационные наркотики во время беременности. Среди детей, родившихся у этих матерей, 48% были женского пола и 52% - мужского.
Уровень стресса, депрессии и тревоги у женщин измерялся на 15-, 19-, 25-, 31- и 37-й неделях беременности, чтобы составить сводный балл пренатального психологического дистресса. Их также оценивали в течение двух-трех месяцев после родов, чтобы получить сводный балл послеродового дистресса. При оценке депрессии респондентам предлагалось оценить истинность таких утверждений, как "Я чувствую себя одиноким". В качестве примера вопроса о тревоге можно привести вопрос о том, как часто они испытывают определенные симптомы, например "нервозность".
В возрасте 8-10, 11-12 и 13-16 лет у детей отдельно измерялись биомаркеры надпочечникового и гонадного полового созревания, включая волосы на теле, изменения кожи, рост в высоту или скачки роста, развитие груди и начало менструации (у женщин), изменения голоса и рост волос на лице (у мужчин). Уровни гормонов, которые являются индикаторами полового созревания надпочечников и гонад, измерялись в образцах слюны на всех этапах оценки.
В исследовании также оценивались неблагоприятные факторы детства, чтобы учесть другие факторы, которые, как известно, коррелируют с ранним созреванием или признаками полового созревания у детей и подростков. К ним относятся смерть одного из родителей или развод родителей в возрасте до 5 лет, отсутствие отца и низкое соотношение доходов и потребностей в возрасте 7-9 лет.
"Это исследование пополнило массив знаний в нашей области, свидетельствующих о значительном и пожизненном воздействии на женщин и их потомство пренатальных эмоциональных, экологических и других факторов", - говорит Фокс. "Это очень важно, поскольку мы продолжаем разрабатывать практические и политические решения, способствующие расширению доступа к медицинскому обслуживанию и общему благополучию беременных матерей".
Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Пер.: PSYCHOL-OK.RU