Для формирования социальных контактов в личной и профессиональной сфере серьезным препятствием является страх общения. Он может быть настолько сильным, что не позволяет человеку учиться, работать, осуществлять покупки в магазинах, обращаться за помощью (в том числе и за психологической помощью к специалистам по поводу своей проблемы), заводить новые знакомства, друзей. Вынужденный контакт с людьми заставляет постоянно испытывать сильный стресс. Невозможность самостоятельно справиться с проблемой, чувство беспомощности, ощущение своей плохости (такой человек постоянной сравнивает себя с теми, у кого общение получается) значительно снижает самооценку, закрепляя страх больше.
Один молодой мужчина практически ежедневно испытывал сильный стресс на работе, когда ему приходилось обращаться к своим коллегам. Он старался максимально избегать контактов, не говоря уже о корпоративных мероприятиях, которые были для него смертельным ужасом.
А весьма привлекательная молодая женщина подолгу не могла устроиться на работу, потому что боялась собеседований, новых знакомств, вообще что-то рассказывать про себя незнакомым людям. В те же моменты, когда к ней подходили знакомиться мужчины на улице или в транспорте, она становилась «фарфоровой» и не могла сказать ни слова, и стремилась как можно скорее убежать. Личных отношений у нее вот уже многие годы нет, и карьера совсем не складывается.
Предположение этих людей о том, что причина их проблемы в неумении общаться, то есть в нехватке навыков общения, — верно лишь отчасти. Заглядывая в свое прошлое, все они обнаруживают свою проблему практически с дошкольного возраста. И совершенно справедливо, что они не научились (или даже больше — их не научили в детстве) общаться.
Однако существенной же причиной их проблемы является то, что они сформировали гипертрофированного, жесткого, карающего критика. Это образование, проявляющееся во внутреннем голосе, постоянном оценивании себя и являющееся весьма токсичным, способно блокировать получение положительного опыта общения, то есть, собственно, обретения этих самых навыков. Он всегда неудовлетворен, всегда недоволен, нетерпим и зол. Он всегда концентрируется на изъянах в любом опыте общения, раздувая их значимость и уменьшая или полностью игнорируя успехи. Он заставляет вновь и вновь мысленно возвращаться к прошлому опыту и бесконечно «переделывать» его, стремясь к мифическому совершенству. Он изматывает, уничижает и заставляет чувствовать беспомощность.
Этот внутренний критик силен и способен значительно подпортить жизнь. Преодолеть его не так-то и просто, а не обращать внимание вообще невозможно, ведь он не что-то внешнее и отдельное, а часть личности самого человека.
Но этот «злодей» ни какой-то микроб, возникший из ниоткуда, проникший в мозг и интегрировавшийся в личностную структуру. Он имеет вполне определенный прототип, — в подавляющем большинстве модель детско-родительских взаимоотношений, с имеющимися стереотипами коммуникации, поощрениями к получению нового опыта и запретами, критикой, регулированием и оцениванием поведения и т. д., а также реакцией, сформировавшимся ответом самого ребенка на все это. Это формирование — в целом, безусловно усвоенный результат многолетних взаимоотношений со значимыми людьми — прежде всего родителями (см. тему «Интерпретаторы реальности»).
Сформированный в детстве, такой критик держится на изоляции, сильном разрыве с реальностью и на отсутствии более здравого, конструктивного и реалистичного взгляда.
Упомянутые ранее мужчина и женщина искренне полагали, что другие люди непременно подумают о них плохо, — что они глупые, странные, неадекватные и т. д. Но факт в том, что реально они не знают, что думают о них другие люди. То есть они своего внутреннего критика приписывают другим людям. Сигналы, полученные от других людей, интерпретируются и расцениваются как реальность, хотя таковой не являющейся.
«Они смотрят на меня и думают, какая же дура к ним пришла», — интерпретирует взгляды работодателей женщина, присваивая своего критика всем и сразу. Однако реальность-то вполне возможно и скорее всего иная. Кто про что подумал в действительности, — она не знает. Ко всему прочему, она не подвергает сомнению свою интерпретацию.
Отсутствие критического взгляда по отношению к критику делают невозможным проверку реальных сигналов от других людей, — что они в действительности думают и как относятся. Словно внутренний критик — неприкасаемый авторитет, мнение которого единственно правильно и имеющее право на существование. Такая мысль, что: «а не много ли я на себя беру, полагая, что все думают обо мне именно так, как думаю я? А не являются ли мнения других людей, отражением моего же критика?» Для такого человека может быть открытием то, что он живет, окруженный своими отражениями, искренне полагая, что эти отражения и есть другие реальные люди с их разнообразием мнений.
Осмысление внутреннего критика, формирование более конструктивного и объективного видения, открытие для себя других людей с их иной точкой зрения отличной от собственной, — это важнейший и существенный шаг на пути к преодолению страха общения.