Для родителя игры его ребенка являются привычным и естественным процессом. Все дети играют. И многие родители знают, а некоторые догадываются, что через игру ребенок развивается, познает мир и пр. Порой этот процесс шумный и доставляет много неудобств родителям. И иногда (но бывает и часто) родители стремятся ограничить этот процесс некими рамками, руководствуясь при этом самыми разными соображениями: от безопасности ребенка до обеспечения комфорта себе. Часто родители самоустраняются из игрового мира ребенка, полагая, что игры хотя и способствуют развитию и пр., но все же — это сугубо детское и не серьезное занятие и участвовать в этом процессе лишне, скучно, — да и вообще пустая трата времени (ведь куда полезнее и приятнее смотреть телевизор). Ребенок играет, а родители вне игры.
И нечасто родители наблюдают и осмысляют то, как полученный в реальности опыт ребенка переносится им в игру и продолжает перерабатываться. Новые впечатления, знания и связанные с ними чувства и эмоции размещаются и разворачиваются в игровом процессе. Во многом этот процесс можно сравнить с пережевыванием, проглатыванием и усваиванием чего-то нового, поступившего извне. И если большинство родителей внимательны к процессу питания ребенка (по крайней мере в том, чтобы он жевал еду, глотал ее и был сыт), то вот о процессе переработки, усваивания опыта как-то не задумываются, не говоря уже о том, чтобы помогать и обучить этому. Действительно, ложку держать обучают всех, а вот игровым элементам и способам ими манипулировать как-то не очень. И повторюсь, даже зачастую пытаются излишне ограничить игровой процесс, самоустраняются и т. д. Если бы родители проявили бОльшую заинтересованность, любознательность и внимательность к играм своих детей, то были бы удивлены, насколько это важный процесс в жизни их детей. Через этот процесс можно увидеть и понять то, что волнует ребенка и как он пытается справиться с возникшими вопросами, переживаниями; как он манипулирует образами, где «застревает» и что является очагом напряженности для него.
Давайте представим обычную ситуацию, через которую проходит каждый ребенок — первые походы к стоматологу, — лечение и/или удаление зубов. Наверное, излишне здесь упоминать, сколько переживаний у ребенка образуется вокруг этого события? Порой этот опыт закрепляется на всю жизнь в форме сильного страха и фобии. Вынуждено соприкоснувшись с реальностью, ребенок переносит полученный опыт в свой игровой процесс, «прорабатывая» вновь и вновь волнующие моменты, пытаясь осмыслить реальность, взять под контроль пугающие объекты и события и нейтрализовать страх.
А что, если этот процесс проходит недостаточно и ребенок не смог овладеть им, переработать образы и чувство страха (по аналогии с метафорой, — не завершил процесс пережевывания)? А родители при этом самоустранились или еще чего хуже начали ставить «палки в колеса», — мешать, привносить большую напряженность своей тревогой и страхами. Очевидно, усваивание не проходит благоприятным образом и ребенок не получает позитивный опыт.
Да, часто родители делают вклад своим «взрослым» и эмоционально нейтральным: «ничего страшного», «все будет хорошо» (хотя на самом деле, это отрицание и избегание эмоциональной вовлеченности.). Но это абсолютно ни о чем и бесполезно. Это никак не поможет ребенку в проработке пугающего опыта и выработке инструментария по преодолению похожих ситуаций в будущем. А сколько таких ситуаций возникает в жизни ребенка? А если способов справляться он не сумел выработать, а родители не помогли в этом? Тогда вполне может сформироваться поведение избегающего типа, когда человек старается как можно меньше соприкасаться с жизнью, ведь жизнь полна рисков, пугающий событий и пр.
Ну а как родители могут помочь своему ребенку? Очевидно, что разговаривать нужно на языке ребенка через игру. В теме «Чего боится привидение» я уже описывал подобный процесс.
Что происходит, когда родители входят в контакт со своим ребенком и начинают с ним играть? Во-первых, что очень важно, ребенок может почувствовать, что родитель с ним «на одной волне» и они вместе в одной ситуации. Фактически уже это может быть мощным поддерживающим фактором для ребенка, — родитель «погружается» в пугающий мир ребенка и не боится этого! Во-вторых, родитель способен манипулировать информацией и пугающими образами, деформируя их (гротескно и подконтрольно увеличивая и уменьшая) и привнося юмор в игру. Из этого ребенок может получить навык манипулирования как игрушками информацией и образами, создавая (и контролируя этот процесс) различные конструкции: пугающие, ужасные, менее пугающие, смешные, грустные, абсурдные, реалистичные, нереалистичные и пр., лишь на основе одной ситуации, например, все того же похода к стоматологу. Ребенок с родителем может обыграть роль пациента, врача, удаленного зуба, зуба, который еще не вырос, клещей, шприца с иглой, крови и пр. Зубы могут быть живыми и говорящими, врач может быть гротескным, вычурным, смешным, живым.
Как это работает? С одной стороны, ребенок заручается поддержкой важного для себя человека — родителя, с которым весело проводит время, играя. С другой стороны та ситуация, которая была — уже только в памяти и, по сути, виртуальна, с ней можно играть. Подчеркну, — не бояться и стараться забыть, а играть!
Но, конечно, рациональное «взрослое» тоже необходимо в качестве «возврата» реальности. Да, это была веселая игра, и ребенок с родителем прекрасно провели время. И важно рассказывать ребенку, как устроена жизнь, для чего он переживал пугающий процесс похода к стоматологу. То есть реалистичная информация в доступной ребенку форме также необходима.
Со временем у ребенка формируется уверенность: «Тревожная ситуация? — Я с этим разберусь. А если не разберусь, люди способны мне помочь и понять (по опыту совместной игры)».