- Заткнись, глупый заяц, заткнись, заткнись, тупица!
- Я, я не тупица, я хороший зайчик.
- Ты тупица! - вновь кричит пятилетний мальчик и безжалостно бьет по голове плюшевого зайца. Ослепленный яростью, он глух к оправданиям зайчика в том, что он не тупица и к мольбам не бить его.
Что же делать, ведь реальность для ребенка такова, что зайчик - тупица без всяких оправданий, без всяких «потому что», - такое положение вещей в этом мире, - в мире ребенка.
Мальчик так увлекся игрой, что на крик сбежалась вся семья. После замечаний о том, что так играть не хорошо, зайчик был оставлен в покое.
Маленький тиран переключился на другую игру в машинки, а зайчик остался лежать в стороне - обесцененный, «раздавленный», униженный и оскорбленный, с предоставленной ему картиной мира, в которой он – «тупица» и может быть вопросами... Вопросами о том, как быть «не тупицей», как не провоцировать гнев и ярость, но как быть любимым и как обрести терпимость к себе и своим возрастным ограничениям.
Бабушка мальчика была абсолютно права, сказав, что так играть не хорошо, что зайчика обижать не нужно. Но кто же остановит «плохую игру», когда в роли зайчика в очередной раз окажется этот пятилетний мальчик, а в роли карающих и «несущих реальность» - родители? Как ребенку существовать и развиваться в мире, где он тупица и глупый? Как малышу получить ответ на важный вопрос бытия - почему он такой, какой есть - тупица? Отчего он, - пытающийся быть похожим на свою мать - получает оскорбления и отвержение от нее? Можно ли быть любимым и можно ли не быть тупицей? Можно ли быть нормальным ребенком?
Эти вопросы могут так и остаться без ответа, вновь и вновь возникая в жизни этого человека и резонируя в отношениях с другими людьми, в учебе, профессиональной деятельности и пр. И сейчас, в силу своего малого возраста и неопытности, человек воспринимает как данность то, что ему транслируют важные для него люди. Эти важные, авторитетные люди, от которых он зависит интерпретируют реальность, обучают ребенка воспринимать себя и окружающий мир, обучают человеческим отношениям. Если родители интерпретируют естественные проявления ребенка, его реальные возможности искаженно, то результатом будет «сбой ориентиров» как внутренних (в восприятии себя), так и внешних. Тогда нормальное будет восприниматься «ненормальным», «плохим».
Маленький ребенок по большей части просто не имеет выбора, он не может опереться на что-то иное кроме того, что ему дают родители (бабушки, дедушки). Малыш видит реальность, чувствует ее, но у него нет объяснений. Он вынужден воспринимать мир и себя таким, каким его воспринимают и интерпретируют родители. Ребенок учиться у родителей, подражает им, обучается обращаться с собой и другими так, как с ним обращаются родители. Во многом он развивается через призму родительского восприятия.
Маленький мальчик в игре с зайцем воспроизводит стереотип поведения своей матери по отношению к себе, где она нетерпелива и жестока, «глуха» и непреступна. Он обучается быть таким как она – «глухим» к другим людям, агрессивным и несчастным. И у него это получается!
Но будут ли оценены его способности к обучению, - то, как умело он перенимает поведение своих родителей? Может ли ребенок рассчитывать на любовь и принятие? Ну теперь-то он может не быть тупицей, глупым, дрянью, ведь он понял как надо?!