«Мама, я уже соскучился по своим детишкам в садике», — говорит мальчик лет пяти, проходя с мамой мимо своего детского сада, видимо, по пути к поликлинике.
«Конечно, в садике хорошо! Можно играть», — отвечает ему мама ласковым голосом. «Ну, скоро пойдешь в садик, похвастаешься, какую красивую ты поделку сделал дома!»
Через пару секунд мальчик замечает: «мама, но хвастаться плохо!»
Мама, не растерявшись, но чуть приобретя детские оттенки в голосе, ответила: «да, сынок, плохо, но все равно…» На этом разговор закончился. Ребенок погрузился в осмысление правил: хвастаться плохо, но все равно.
Вопрос простой, а зачем нагружать ребенка лишней, мешающей нормально жить инструкцией, если даже самой в ней тесно? Зачем плодить двоемыслие: это делать плохо, но все равно можно? Такую инструкцию можно распространить далее: воровать плохо, но все равно… Можно? Иногда или когда что-то «плохо лежит»; когда есть возможность; когда никто не видит?
Очень жаль, что родители не уделяют должного внимания простым вещам, объясняя и четко разделяя понятия. В данном случае нормально и уместно, что маме и ребенку хотелось бы презентовать свои работы, свои навыки, свой продукт совместного труда и творческого процесса. И это не про хвастовство на пустом месте. Это то, что эти два человека реально сделали и, видимо, сделали хорошо.
Вместо ясной картины о разнице между пустым хвастовством и презентацией своих реальных достижений и трудов, ребенок получил противоречивую инструкцию, с которой как-то придется жить и обращаться в современном мире, где презентация и реклама продуктов, достижений, технологий, — это нормально и необходимо.
И желая презентовать свой продукт, дела и достижения, разделить свою радость и счастье с другими людьми, ребенок будет себя сдерживать чувством вины и стыда, ведь это делать плохо, но все равно … необходимо и хочется.