Маленькие дети практически ежедневно узнают что-то новое о мире, в котором живут, о людях, которые окружают и заботятся о них, о вещах, с которыми взаимодействуют, о себе. То новое, с которым дети невольно сталкиваются, может вызывать у них разные чувства и переживания: любопытство, интерес, восторг, раздражение, гнев и др. При этом они неминуемо сталкиваются с тем, что их может испугать, вызвать страх.
В попытке справиться со своим страхом, обрести понимание и взять под контроль пугающий процесс или явление, ребенок начинает циклично повторять его в своей игре, фактически, он пытается излечиться от своих страхов доступным ему способом - через игру.
Родители могут помочь ребенку в преодолении своих страхов, «подключившись» к игре. Особенно это становится важным, если страх ребенка связан с самим родителем, например, тогда, когда мать или отец отругали ребенка, повысив голос, или когда родители ругались между собой, были агрессивны и пр.
Совместное проигрывание сценария в разных ролях ребенком и родителем, привнесение в игру позитивного нового элемента, юмора, способствует преодолению ребенком страха и эмоциональному сближению с родителем, лучшему пониманию друг друга, обыгрываемого явления.
Пример. Ребенок 2.5 лет был впечатлен сценой из мультфильма, в которой один из персонажей летал ночью в облике привидения-цветка и, издавая звуки «ууу», пугал других мульт-героев. Ребенок стал проигрывать эту сцену в своих вечерних играх. Показывая пальчиком в темную комнату со словами «смотри, кто это?» (именно так говорили испуганные мульт-герои), он убегал, говоря: «страшно».
К игре поочередно были привлечены родители. Один из родителей (при этом играя за куклу) вместе с ребенком подходил к темной комнате и вместе, показывая в темноту, проговаривали: «смотри, кто это?» и убегали со словами «страшно». Через несколько циклов ребенку было предложено чуть изменить игру, где в роли привидения выступал бы родитель. Еще через несколько игровых циклов ребенок захотел сам взять роль привидения и теперь уже родитель, играя куклой, подходил к темной комнате, и, проговаривая: «смотри, кто это», убегал от ребенка – «привидения».
Малышу очень понравилась такая подвижная игра, где он побыл во всех ролях, поиграл с родителями и научился управлять «привидением». Поиграв так еще пару дней, игра потеряла свою актуальность и «привидение» перестало интересовать.