Малыш: «Мам, там!» (показывая пальчиком вперед)
Мама малыша: «Да, там машинка едет.»
* * *
Подросток: «Мам, у меня не получается с девушками общаться. Я не знаю о чем с ними разговаривать.»
Мама подростка: «Ничего, все у тебя впереди. Обедать будешь?»
* * *
С первых дней жизни, ребенок формирует в голове картину реального мира из своих ощущений, опыта взаимодействия со средой, предметами, людьми.
Родители для своего ребенка — это проводники в жизнь, интерпретаторы реальности, основной пример для подражания. Это те люди, которые формируют базу и во многом траекторию всей жизни ребенка. Они транслируют ценности, формы человеческих отношений, способы взаимодействия и коммуникации, - то, как устроено человеческое общество, мир.
Начиная с самых простых вещей, родители ежедневно помогают своему ребенку познавать себя и окружающих: почему светит солнце, почему падать больно, почему нужно мыть руки и прочее.
По мере развития и взросления ребенка, расширения его возможностей к исследованию и взаимодействию с окружающими людьми и предметами, возникает все больше вопросов, на которые он пытается найти ответы, обращаясь к родителям.
Но не всегда у родителей есть ответы на те или иные вопросы. А если и есть, то эти ответы могут быть уровня пятилетнего ребенка: весьма простые, плоские, или вообще, искажающие реальность. Они могли про это никогда не задумываться во взрослом возрасте, а остаться в этих вопросах или темах абсолютными детьми. На сложные вопросы, которые задает их ребенок, они могут выдать детские ответы. И параллельно этим ответам транслировать отношение к темам. Условно, ответ таков и точка, размышлять и вдаваться в детали незачем и некуда.
Например, ребенок спрашивает: «мама, почему мальчик меня ударил?». Ответ мамы может быть таким: «потому что он дурак». Или просто инструкция: «не играй с ним»; «дай ему в нос в ответ». Все! Никаких нюансов и деталей, никаких причинно-следственных связей, никаких характеров нет. Все предельно просто.
Ребенок может задать вопрос своим родителям: «зачем мне учиться в школе, рано вставать, делать уроки?» Это сложный вопрос: «зачем вообще учиться», на который родители могут дать простой ответ: «надо, чтобы оценки были хорошие», или чтобы «маму порадовать». Никаких сложных связей с саморазвитием, возможностями, никакого формирования привлекательного будущего и перспектив, связанных с образованием, ребенок просто не выстроит.
«Почему я не нравлюсь мальчикам?», — может с беспокойством спрашивать свою мать дочь-подросток. Хорошо, если мама включится как взрослый человек в этот вопрос и поговорит с дочерью на темы: привлекательности (физической, социальной), поведенческих особенностей полов в подростковом возрасте; обсудит сложности, с которыми столкнулась дочь, ее переживания; поможет своему ребенку найти пути решения проблемы, увидеть новые возможности к достижению лучших результатов. Но отклик мамы может быть и простой: «ничего, встретишь своего прЫнца», «все у тебя впереди» или вообще уйти от ответа.
Если ребенок получает простые ответы вновь и вновь, он формирует в своей голове плоский мир без нюансов и полутонов, без сложных связей и противоречий. Он обучается НЕ вдаваться в детали, не анализировать и не размышлять, не рефлексировать. По сути, личностно он не повзрослеет и выйдет во взрослый мир с детским представлением о нем.
Будучи подростком или совершеннолетним, и сталкиваясь с разными жизненными ситуациями, он будет пытаться решить их также просто, как его обучали в детстве. Но многие ситуации для их успешного решения требуют вдумчивого отношения и понимания более глубоких процессов, — такого взрослого осмысленного взгляда. Он будет испытывать неудачи, ощущая, что решения важных для него вопросов на разных этапах жизни, — будь то отношения с противоположным полом, карьера, отношения с собственными детьми, самореализация, — пробуксовывают или становятся непосильными.