В этом посте хочу затронуть волнующую многих родителей проблему, когда их ребенок не хочет учиться, теряет интерес и мотивацию к учебе в школе. Безусловно, это не может не беспокоить и родители задаются вопросом: «что делать?».
Как и с любой проблемой в семье, разбираться необходимо индивидуально, ведь множество факторов влияет на ребенка: атмосфера в семье, какие-то события, внутрисемейная коммуникация и прочее, что в свою очередь может в той или иной степени отражаться на обучении. В этом смысле, когда родители задаются вопросом: «почему ребенок не хочет учиться», важно не отделять этот процесс от общей картины жизни ребенка, словно это что-то отдельное и изолированное. Напротив, понимание общей картины, - того как и в чем живет ребенок, может дать необходимые ответы и как следствие, - помочь в поиске путей решения проблемы.
Как и во всех проблемах с детьми, родителям необходимо начать с себя в поиске ответов. Ведь именно они являются основной моделью поведения ребенка. Родители создают эмоциональный, информационных фон, в котором живет ребенок, обучается.
Что такое обучение? Зачем учиться? Зачем ходить в школу и делать уроки? Кому это нужно: родителям, учителям, ребенку? На эти, казалось бы, простые вопросы, часто родители затрудняются ответить или отвечают какими-то простыми шаблонами, страшилками или вообще примитивным: «потому что надо» (кому надо, зачем надо...).
Это может отражать важные проблемы: образа самого процесса обучения (это что: повинность; наказание; кара; то, что нужно перетерпеть и пр.); ценности знаний и навыков; смыслов (зачем нужны знания, что это даст) как у родителей, так, естественно, у ребенка. Как сами родители относятся к обучению? Учатся ли сами чему-нибудь? Как полученные знания реально связываются с жизнью ученика (будь это родитель или ребенок), - «я узнал, теперь я могу...»?
Если образ процесса обучения негативный, если ценности знаний, смыслов нет у самих родителей, если родители сами ничему не учатся, если не понимают, как можно использовать знания, если нет никаких связей между тем, чему учится ребенок в школе и тем, что его окружает в жизни, то вопрос: «зачем мне все это нужно», - становится очень уместным и логичным.
Вот простой пример. Многие дети любят компьютерные игры. Часто родители делают, на мой взгляд, ошибку, когда представляют детям такие игры как бесполезный досуг; зло, отвлекающее от учебы и прочее в этом духе. В этом случае, родители упускают отличный пример результата и ценности обучения, который будет понятен ребенку.
Компьютерные игры - это результат творческого и интеллектуального труда многих людей: дизайнеров и художников, программистов, музыкантов, актеров и т.д. Эти люди, обучались многие годы, чтобы (и часто с удовольствием) делать эти игры, в которые также с удовольствием играет ребенок.
Ребенок может понимать, - все то, что его окружает и так нравится, - это результат обучения и знаний. Знания позволяют делать вещи, которые он так любит. Ну, конечно, в этом понимании ему могут помочь родители, - разговаривая, обращая внимание на детали, процессы, показывая связи между обучением, информацией, навыками и результатами труда, - теми вещами, которые окружают ребенка как малом масштабе, - его вещи, игрушки и т.д., так и в большом - достижения медицины, робототехники, космоса и прочего.
Отсюда возникает и другой большой вопрос о коммуникации между родителями и ребенком: какую она имеет форму, содержание и т.д. Если родители пытаются донести до ребенка важность обучения, то немаловажно, - как они это делают, какими способами. С удовольствием ли и интересом рассказывают своему ребенку о знаниях, науке, окружающих вещах и будущем? Интересуются ли полученными ребенком знаниями и навыками? Или никакого удовольствия и интереса нет, но есть тревога, гнев и директивное «надо»?
Это лишь часть того, о чем стоит задуматься родителям, если их ребенок не хочет учиться: образ процесса обучения (сформирован ли он, каков он), ценности, смыслы, коммуникация.
Если вам эта тема близка, конкретные ситуации можно обсудить на форуме в моей ветке >>>