- Почему у меня не получается наладить личную жизнь?
- Почему мои отношения постоянно заканчиваются конфликтами, изменами?
- Почему мои семейные отношения похожи на ад?
- Почему во всех отношениях мне всегда плохо?
И многие другие “почему”, с которыми человек может жить многие годы, пытаясь как-то их разрешить.
На каком-то этапе приходит понимание, что причины кроются в нем самом и во многом были заложены еще в детстве. Появляется мысль, что осознание, воспоминание каких-то детских травм, запретов, установок родителей и прочих “причин” как-то поможет разрешить текущие проблемы в настоящей жизни. И хотя это важно для понимания собственной истории и причинно-следственных связей, этого недостаточно для реальных изменений в жизни.
Часто делается акцент и на том, что необходимо снять блоки, убрать страхи, чувство вины, стыда и не придается должного значения полученным или неполученным навыкам, опыту, знаниям, поведенческим моделям. Опыта формирования близких, доверительных отношений; умения вести диалог и прочего может просто не быть. Например, человек воспитывался в среде, где доверие, диалог, эмоциональная близость, интерес друг к другу просто отсутствовали, отношения были формально-поверхностные.
Отсюда, целесообразно задуматься о необходимости ДОучиться и/или ПЕРЕучиться:
- менять негативные модели поведения и учиться более конструктивным, нацеленным на диалог, сотрудничество, дружбу, привязанность, развитие;
- уходить от простой “черно-белой” позиции: “все или ничего”, “только так и никак иначе”, - к более сложной градиентной со множеством нюансов и возможностью договариваться.
- формировать новый позитивный опыт и осмыслять его;
- уходить от предубеждений в сторону восприятия реальности и взаимодействия с ней;
- учиться вести диалог, слушать собеседника;
- учиться понимать свои чувства, эмоции. Формулировать их и выражать.