Не секрет, что ни все задумываются над тем как, что и почему едят то или иное, над своими привычками в еде. Питание для таких людей лежит вне сферы осознанности, а посему не может быть критически осмысленно и скорректировано с учетом реальной потребности, пользы, привлекательности, вкуса. В этом смысле не задумывающийся человек ест все подряд. Неудивительно, что со временем приобретает лишний вес и связанные с ним заболевания. Хорошо, если помимо таких приобретений к нему приходит понимание о необходимости что-то менять в питании, что то, как он ел ранее больше продолжаться не может.
Не задумывающийся человек также бездумно, а порой и просто безалаберно относится к питанию своих детей, формируя у них такие же стереотипы и привычки, обладателем которых является сам.
Стереотипы в питании, отношение к еде формируются с раннего детства. Различные продукты и блюда, способы их подачи родителями, способы кормления, отношение родителей к еде, отношение родителей к обучению процессу питания ребенка, - его ошибкам, неудачам и успехам и пр. - все это оставляет свой след в жизни ребенка, его питании и обращении с едой.
Родители могут сформировать у ребенка осознанное отношение к еде, сформировать стереотипы в питании, способствующие здоровью ребенка или наоборот - сформировать бездумное отношение к еде, ведущее к лишнему весу, болезням, снижению качества жизни и ранней смерти. Родители также могут передать негативную смысловую нагрузку, связанную с едой: еда как способ справляться со стрессом, еда как заполнитель внутренней душевной пустоты, алкоголь как средство в коммуникации и т.д.
С детства процесс питания может быть связан как с положительными эмоциями радости, удовольствия, так и с отрицательными переживаниями страха, вины, стыда, отвращения. Родители могут с пониманием относиться к вкусовым предпочтениям ребенка, через игру кормить ребенка, но могут и наоборот - ломать предпочтения, заставлять и угрожать, говоря, что могут вылить суп за шиворот, надеть тарелку с кашей на голову, оставить голодным и пр. или заставлять различными способами доедать до конца, пока тарелка не станет пустой, приучая тем самым ребенка ориентироваться ни на собственные сигналы сытости/голода, а на заполненность тарелки и убеждения типа «выбрасывать еду плохо» и тем самым чувствовать вину; «последние силы надо доедать» и тем самым испытывать страх быть слабым и пр.
Дети также приучаются к еде через пример родителей, - через то, как связана жизнь и досуг родителей с едой, как внутрисемейная коммуникация связана с едой. Например единственным семейным сбором - может быть вечерний ужин, когда мама, папа, дети - все за одним столом и вот оно ощущение целостной семьи, ощущение единства, которого может искать человек во взрослой жизни, наедаясь на ночь в процессе позднего ужина в кругу своей семьи.
Досуг родителей также может быть впитан детьми как естественный и нормальный. Если отец смотрит футбол, то он может вливать в себя литры пива. И если такое поведение норма в семье, то и ребенком это может быть воспринято как таковое. И сколько таких ассоциативных связей будет выработано: футбол - пиво, прогулка на природе - шашлыки, кинотеатр - попкорн, свидание - кафе и т.д. может прямо отразиться на избыточном весе ребенка в будущем, а порой и в настоящем.
Таким образом, задавшись целью сбросить лишний вес, необходимо внимательно исследовать свои стереотипы питания, свои привычки и предпочтения, - то, что, когда и как питаетесь. Очень важно обращать внимание на те чувства и ощущения, которые испытываете и получаете во время покупки продуктов, во время приготовления пищи, во время еды.
Часто бывает так, что человек, желающий похудеть ругает, стыдит, а порой и унижает себя в собственных глазах, если ест что-то «запретное» типа сладкого и калорийного. Или относиться к своему питанию с пренебрежением и гневом, отзываясь о приеме пищи как «пожрать»: «опять я нажралась сладкого».
Еще одним важным моментом, на который необходимо обратить внимание – это наполненность жизни интересной деятельностью. Переедание может быть причиной «пустоты» и безделья в жизни, отсутствия интересной и увлекательной жизни. При том, что человек может быть загружен работой, но которая ему не интересна и скучна. Еда тогда становится «заменителем» и «заполнителем» неинтересной, скучной жизни, где нет удовольствия, приятных переживаний и эмоций, мало радости.
Помимо этого, еда может служить средством «заглушения» тех или иных эмоций и чувств: гнева, раздражения, страха, вины, стыда, тревоги.