Некоторые люди обнаруживают у себя сложности в завязывании и развитии отношений (будь то дружеских, любовных и прочих). Но многие люди, как это ни странно, не умеют расставаться! Хотя они могут называть то, что они делают расставанием, по существу же это таковым не является.
Их «расставание» происходит с разрывом «плоти», с чрезмерными страданиями, уходом в депрессию, — переживаниями такой интенсивности, что они не могут оправиться длительное время, а иногда и годы. Здесь впору говорить о разрыве, о «раздербанивании», об отрыве «с мясом», но никак не о расставании.
«Расставание» таких людей схоже с мгновенной смертью партнера — когда нет возможности проститься, простить друг друга, погоревать, привыкнуть к мысли о своем бытие без партнера, увидеть перспективы и других людей вокруг, в том числе потенциальных партнеров, заинтересоваться.
Разрыв же — как внезапная смерть, при которой создается ощущение и выстраивается модель поведения, когда партнер «как бы» исчезает. С ним рвется всякий контакт и возможность конструктивного диалога, «экологичного» расставания.
Но вот вопрос, — почему же эти люди «рвут с мясом» свои отношения, причиняя сильную боль себе, партнеру? Ответ предельно прост — опыт!
Именно усвоенный опыт, травматический опыт детских лет, воспроизводимый вновь и вновь уже во взрослой жизни. Единственное, что возможно — это воссоздание травматического опыта разрыва, бросания, отвержения, игнорирования со стороны значимых людей детства, — тех людей, от которых, будучи маленьким ребенком, человек всецело зависел, к которым тянулся и в любви которых нуждался.
Порой родители не придают особого значения моментам расставания со своим ребенком. Резко обрывая контакт, угрожая разлучением («отдам...», «оставлю...», «заберет дядя...») они даже не задумываются над тем (не говоря даже о сочувствии и эмпатии), каким переживаниям подвергают своих «любимых» детей, — какие ужасы, тревогу и предчувствие краха мира испытывает дитя, сталкивающийся с гневом, злостью, садизмом, хладнокровием своих матерей и отцов, «рвущих» с ним контакт, «растаптывающих» молодое сердце, пытающихся проучить, наказать, заставить «понять» и испытывать страх и вину.
Да, ребенок выживает, — ему не дают умереть. Его одевают, обувают, кормят, лечат, если он болеет, водят в сад, школу и всякие секции, и обучают тому, как жить. И в это обучение неизбежно входит то, что родители передают через свой пример (неважно при этом осознают они сей факт или нет) — опыт человеческого расставания.
Этот опыт начинается с самого рождения; с моментов отлучения от материнской груди; от кратковременных уходов матери (в другую комнату, на кухню, в туалет и пр.); от более долгих в магазин и пр.; от расставаний в детском саду и т.д.
В опыте каждого из нас есть моменты расставания, разрывов отношений. Задумайтесь, как расстаетесь вы? Попробуйте вспомнить свой личный опыт расставания со своими родителями, с мамой. Как вы прощались? Как прощались, когда вас отводили в детский сад, что вы чувствовали при этом? Какое отношение к расставанию в вашей родительской семье? Если родители разводились, то как они расставались и как это расставание переживали вы?