«В чем смысл моей жизни?» - этим непростым вопросом задаются многие люди в разные периоды своей жизни. «В чем смысл моего существования», «зачем я существую на свете»? - это те вопросы, на которые нет исчерпывающего и однозначного ответа, где каждый - лишь один из возможных: от простого, до сложного философского.
Некоторые ответы на эти вопросы - смыслы, могут существовать еще до рождения человека, т. е. еще до того момента, когда он сможет задаваться своими первыми вопросами. Эти смыслы могут влиять на жизнь человека, на его судьбу, выбор. Это своего рода судьбоносные смыслы жизни, - смыслы, во многом определяющие его будущее существование.
Поскольку мы отличаемся от других животных наличием сознания, то процессом размножения мы можем управлять, манипулировать с целью удовлетворения потребностей и предавать ему различные смыслы. Среда, в которой мы обитаем, социум, семья также влияют на процесс размножения, поскольку человек – существо социальное. В некоторых семьях из поколения в поколение «принято» иметь много детей, что сопряжено с семейной традицией, с определенным смыслом «иметь много детей» в этой семье. И наоборот другие семьи ограничиваются малым числом детей или их отсутствием. Наверное, многие слышали то, как среда или семья оказывает давление на отдельных ее членов. Например так: «не пора ли вам заводить ребенка? Вы уже два года живете вместе» или «внученька у нас уже есть, хорошо бы еще внучка», или «вот, твоя сестра уже двоих нарожала, а ты все сидишь в «девках»», и т.д.
Для отдельного родителя рождение ребенка также несет в себе смысловую часть, некоторую нагрузку, которую затем ребенок сможет перенять, включив в свой жизненный сценарий. Смысл рождения ребенка для родителя может заключаться в надежде удовлетворения определенных потребностей, которые не могут по разным причинам быть удовлетворены. И эти неудовлетворенные потребности вполне могут «тянуться» с детских времен самого родителя и даже не осознаваться им. В этом случае, смысл рождения ребенка в том, чтобы выполнять некую функцию удовлетворения потребностей родителя.
Вот простой пример. Женщина, не сумевшая в детстве построить глубоких, близких отношений со своей матерью, а затем во взрослой жизни (как следствие) с мужчинами, но нуждающаяся в таковых отношениях, пытается компенсировать неудовлетворенную потребность рождением ребенка, смысл которого в обеспечении близости, заботы, безусловной любви и пр. Женщина пытается сформировать плотный симбиоз с ребенком, дабы тот «всегда» был с матерью и ни в коем случае не ушел от ее. Ребенок растет с четким убеждением, что не может «бросить» свою мать, что «мать – это все». Результатом может стать то, что ребенок не может отделиться от матери даже во взрослом возрасте и сформировать свою семью. Он может делать попытки, которые будут заканчиваться неудачами и вновь возвращаться к матери. Драма в том, что ни тот, ни другой – не могут быть счастливы.
Другой пример, когда рождение ребенка сводится к возможности манипулирования партнером, «удержания» партнера. Например, мужчина видит смысл рождения ребенка том, чтобы «удержать» женщину в отношениях. По сути ребенок используется им в качестве функции «крепежа» или в качестве «помощника» в том, чтобы обладать женщиной.
К сожалению, подобные смыслы не всегда идут на пользу ребенку, его творческому развитию, который в свою очередь становиться заложником заданного «сценария» и той «роли», которая ему была определена. Ребенок пытается ни только реализовать свою природу, свою индивидуальность, но и соответствовать тем ожиданиям, которые на него возложены в той или иной степени. А это бывает очень трудная задача, а порой и невыполнимая. Конфликты между природой ребенка, его потребностями и ожиданиями, смыслами и ожиданиями со стороны его родителей могут иметь самые печальные последствия – от неврозов, депрессий и «потери смысла жизни» до тяжелых заболеваний и ухода из жизни.
Родители также могут страдать от тех смыслов и ожиданий, которые возлагали на своих детей или на самих себя - неоправданные ожидания, «потеря единственного смысла жизни» в лице дочери или сына – делают их несчастными.
А что может чувствовать человек и как воспринимать себя и свою жизнь, если смысл его существования был в удовлетворении грандиозных амбиций и завышенных, нереалистичных ожиданий родителей? В чем его собственный смысл жизни? Смог ли он его найти за прожитые годы? Какова его природа и индивидуальность? Смог ли он раскрыться в жизни? Если на эти вопросы не были найдены ответы, человек может пребывать в сильном экзистенциальном кризисе, от решения которого будет завесить вся его последующая жизнь.