Мысли вслух…
Были случаи, когда я наблюдала, как мать орет на своего маленького ребенка. Это стало происходить повсеместно: на детской площадке, в магазине, кафе, детском саду и кружках. И, главным образом в нашей стране. Конечно, в других странах такое тоже происходит. Но одно могу сказать точно – орущая мать – наша русская тема.
На днях, уже вечером, когда детей забирают из сада, навстречу мне шла мать со своим ребенком. Но она не просто шла, она орала на ребенка лет 3-4 так, что люди с балконов начали выглядывать и искать услышанный РЕВ. Ребенок задыхался в слезах, одной рукой он держался за мать, периодически подпрыгивая вверх от того, что она его дергает. В другой руке он еле удерживал медвежонка, бороздивший своими лапами грязные лужи. Ребенком была девчушка, пытающая через слезы что – то сказать, но мать во весь голос, с надрывом орала: «Заткнись, маленькая дрянь! Даже слушать тебя не хочу! Дальше череда оскорблений, обвинений.
Мне стало не по себе от возмущения, я всегда реагирую на унижение детей, но не всегда вмешивалась. Этот раз мне просто не позволил пройти мимо. Я остановилась и спросила у матери, почему стоит такой крик и плачет ребенок? Могу ли я чем – то помочь, ребенок выглядит испуганным. Попыталась переключить ее с ребенка на разговор с собой (с некоторыми матерями помогало, вдохнув - выдохнув и переключившись, ор заканчивался). Но не с этой.
Она начала кричать и возмущаться – «Кто я такая, чтобы лезть и что – то комментировать? Попыталась обойти меня, я спросила как ее зовут, где она живет и предположим я из Соц. Опеки, хотела бы обсудить вашу ситуацию, а вообще я просто домой шла. Обманом я не занимаюсь, но тут просто в голову пришло, интересно было успокоит ли ее это. И, каково было мое удивление, когда она начала объяснять на повышенных тонах, но уже без ора, в чем провинился ее ребенок. Мы с ней немного поговорили, я дала некоторые рекомендации, как можно справляться в таких ситуациях и мы разошлись. Ребенок еще отходил от слез, вздрагивая. А мать пошла молча, оглянувшись разочек в мою сторону.
Конечно, я могла бы и другие слова найти, не упоминая гос. структуру. Иногда бывает достаточно маме тихо на ухо сказать, что крик это насилие и этим она портит взаимоотношения с ребенком, делает его несчастным и озлобленным, как раньше поступали с ней в детстве. Но, иногда стоит посмотреть на человека и понимаешь, что этот самый человек владеет только речью без определенных образовательных знаний, а что касается вопросов воспитания, то там совсем все дико.
По данным ВОЗ примерно 50% всех детей в России подвергаются физическому насилию со стороны родителей. А психологическому насилию в разы больше. И вот встает вопрос,
правильно ли вмешиваться, когда видишь заплаканного ребенка и орущую мать?
С одной стороны, видя безответственность матери к своему ребенку и обладая знаниями, я попыталась дать этой самой матери информацию, которой видимо она не обладает, а значит, пользуется примитивным диким способом взаимодействия с ребенком.
С другой стороны, не зная истинной ситуации, сложно оценить, что произошло между ребенком и матерью и будет ли полезным мое вторжение для нее. Конечно, ребенка в данный момент может спасти переключение матери на другого человека и может быть, буря закончится. Но этот ребенок пойдет с ней дальше и ничтожно мало шансов, что мать может задуматься и переосмыслить свое поведение.
Если родители кричат, орут на детей, где бы это ни было – общественное место или дома, то чувствовать он будет себя так же как если бы в метро или автобусе, к женщине залезли под юбку. Все при этом видят ситуацию, молчат, опускают глаза или переходят в другой вагон. Чувство унижения, страха и ужаса вперемешку с одиночеством и полным отчаянием. Так чувствует себя маленький ребенок, который не понимает, что он сделал не так. «Почему моя мамочка, самая лучшая на свете, кричит на меня, превращается в монстра?»
Психологическое насилие детей, да еще в присутствии других людей, стало достаточно частым явлением. Некоторые взрослые еще, видимо пытаясь помочь утихомирить плачущего малыша, грозят пальцем и обещают забрать с собой или сдать в полицию. Пугая без того напуганного ребенка. А тема воспитания ребенка или вообще просто обычное взаимодействие родителей с детьми в наши дни часто происходит через крик и как следствие ребенок начинает привыкать к такому способу взаимодействия, мать орет еще больше, а ребенок уже никак не реагирует, так как оброс толстым слоем кожи. Мать продолжат изо дня в день орать, что есть мочи, пытаясь доораться до уже подросшего ребенка. Замкнутый круг у них. Но сейчас не об этом.
Я часто наблюдаю, что сами взрослые становятся более толстокожими и не хотят вмешиваться в подобные ситуации. От некоторых людей слышала, что они своим вмешательством могут усугубить ситуацию и ребенку достанется еще больше. Пугаются взрослые? Или им наплевать на ребенка? Хотя слышны отовсюду – младших надо защищать, дети – это цветы жизни и т.д. Что происходит с обществом? Каких детей мы выпустим в жизнь? Толстокожих, злых и отчужденных друг от друга? Поощрение крика на детей встречается повсеместно. Орущая воспитательница на детей это вообще норма детских садов. А потом школа и все продолжается. Получается, с самых детских лет ребенок получает много гнева с внешнего мира, и никто - не родитель, не прохожий не может его защитить от надвигающейся бури. Покалеченные дети это больший процент будущего поколения. Что нас ждет впереди? Может быть, орущие на детей родители должны больше настораживать нас, чем кризис в стране?