Жил-был один мальчик, родители его любили, заботились о нем и дарили много красивых игрушек. Это был обычный мальчик, который рос в обычной семье – ходил в детский садик, школу, институт.
Родители работали, по вечерам и выходным иногда спорили, ругались. С мальчиком играли редко, в основном сидели рядом со скучным не заинтересованным лицом - «Как будто мама ждала удобного момента, чтобы уйти на кухню или заняться уборкой». Иногда мальчика ругали, особенно когда злился и разбрасывал все вокруг, отказывался кушать невкусную ему кашу или суп. Когда мальчик злился на маму и пытался толкать, она обижалась и могла долго не разговаривать - это очень пугало его. Когда он плакал, родители говорили, что плачут только маленькие девочки. Он старался быстро успокаиваться, хоть и было страшно, а потом долго сидел в своей комнате один, потому что ничего не хотелось делать. Он рисовал точку в центре листа, долго смотрел на нее, а потом черным фломастером рисовал поверх нее окружности, как будто точку поглощала огромная черная дыра. Маме не нравились такие рисунки, она предлагала нарисовать зайчиков, машинки, цветочки, солнышко.
Время от времени его сравнивали с другими детьми и были недовольны, что мальчик делает все не очень хорошо и долго. Маму пугало, когда мальчик стал подходить к стене и биться головой об нее, ничего при этом не говоря. Она запрещала это делать, ругалась, а выяснить что происходит, у нее не получалось.
Можно подумать, что это «плохие» родители. Но нет, они нормальные - покупали разные игрушки, путешествовали, ходили всей семьей в кино и на другие познавательные мероприятия. Просто в этой семье были определенные правила, которые мальчику нельзя было нарушать, а непонятные действия или увлечения подвергались изменениям.
Взрослея, мальчик усвоил, что нельзя проявлять злость, нельзя обижаться на маму, с папой нельзя плакать и вообще, нельзя плохо думать про людей. Глубоко внутри он знал, что он плохой, хоть родители этого никогда не говорили, но он это чувствовал, только было непонятно почему? Мальчику было важно, чтобы его хвалили, ему нравилось, когда мама улыбается. В школе он старался учиться и многие его считали «хорошим». Теперь он в других искал положительной оценки – друзья и учителя в школе, случайные прохожие, в институте, с девушками. Но, когда он оставался один, внутри была пустота, со временем он стал себе отвратителен.
Он не знал, как можно заботиться о себе, оберегать и поддерживать, зачем нужны чувства и почему они возникают, он не умел отказывать. А если возникали «негативные чувства» (он так их называл), старался подавить, забытьзабить. Употреблял алкоголь, в надежде забыться, но чем больше он это делал, тем менее эффективным он становился. Ночами его мучили кошмары. Все чаще ничего не радовало, было скучно, грустно, ощущал себя скованно, тяжело и бесперспективно. И, довольно часто, он чувствовал, что мир, как черная дыра на рисунках, поглощает его безвозвратно.
Зачем нужны родители?
Это обычная семейная история одного ребенка, показывает, как много не знали родители о психологическом развитии своего малыша, как мало они вложились, чтобы подготовиться к родительству и сложным моментам, происходящих в отношениях с ним.
Конечно, любые родители хотят счастья для своего ребенка, но как они готовятся к этому, вызывает у меня массу сомнений на то, что ребенок вырастет действительно счастливым человеком.
Из этой истории можно подумать, что родители лишь присматривали за ним, обеспечили жильем, едой, игрушками, мероприятиями. Конечно, были и положительные эмоции и еще что-то «хорошее».
Но здесь важно, чем не обеспечили, чему не научили, что не смогли дать?
1.Нельзя запрещать ребенку проявлять чувства, эмоции, действия. Это одно из основных и важный требований к родителям. Объясняйте, какие бывают чувства, почему они у нас возникают и что дают в жизни. Единственное, с чем быть аккуратными, так это чтобы в процессе проявления чувств ребенок себе не навредил. А если вы беспокоитесь, что некоторые вещи могут испортиться, на время уберите их подальше от ребенка.
Если вы родитель, или будущий родитель и столкнулись с тем, что сами не знаете зачем, почему и какие бывают чувства, всегда можно открыть Google.
2. Всегда ищите возможность играть со своим ребенком. Только так он знакомится с миром, проигрывая порой одно и то же событие несколько раз, он запоминает способы взаимодействия с ним. В совместной игре с ребенком можно узнать многое о том, как он проявляет любопытство, что ему нравится и не нравится в жизни, с чем возникают сложности и что вызывает у него, может даже недоверие и опасность, как он проверяет это. А если в какой-то момент вы заметили, что ребенок испугался чего-токого-то в игре всегда можно это воспроизвести, побыть в роли всех персонажей и ребенку дать проиграть, добавить юмора к ситуации и абсурда, тогда от испуга останется только воспоминание (Чаще ребенку требуется несколько раз воспроизвести то, что вызывает сильные эмоции).
3.Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он начнет воспринимать себя плохим и впредь, будет работать на то, чтобы всю жизнь доказывать всем, что он хороший. Хотя внутри будет вечное недовольство собой. Как многие говорят: «Ощущение не до…» или «Я должен стать другим и тогда меня полюбят». Имейте терпение, постепенно ребенок всему научается.
4. Не игнорируйте ребенка. Для него это равнозначно смерти, формируется эмоциональная зависимость и страхи. Как говорил клиент: «Когда мать не разговаривала, это до сих пор вспоминается самым страшным переживанием». Если по какой-то причине вам не хочется говорить с ребенком, старайтесь через силу объяснять, что с вами происходит. Либо, если невыносимо совсем переключите его внимание на разговор с другим членом семьи, на игрушки, а сами найдите повод отлучиться, например, в ванную, для того, чтобы обдумать и спросить себя: «Что сейчас произошло, что мне хочется напугать моего ребенка»?
5.Не запрещайте ребенку плакать. Он еще не умеет справляться со своими эмоциями, чтобы выражать это словесно. Поэтому плачь это первая реакция. Быть родителем это еще и способность выдерживать детский плачь, проясняя, что произошло и нуждается ли ребенок в помощи?
6.Никогда не критикуйте рисунки ребенка, не навязывайте, что ему рисовать. Вы можете пропустить что-то очень важное, что ребенок изобразил на листе и принес вам. Кроме того, критика может отбить любое желание у ребенка. Будьте внимательны, благодарны к творчеству ребенка.
Не забывайте, ребенок нуждается больше всего в вашей поддержке и в присутствии. Помогайте ему узнавать, как устроен этот мир, возможно, и у вас появился второй шанс узнать больше о нем и о себе, только теперь в команде со своим ребенком.