С самого раннего возраста ребенок учится проявлять все свои чувства («позитивные» и «негативные»), учится справляться с физиологическими проявлениями (кормление, туалет, гигиена), учится ходить говорить и взаимодействовать вначале с родителями, затем и с внешним миром. Для того, чтобы ребенок развивался гармонично важны поддержка и понимание родителей. И прежде всего любому ребенку важна мать, именно ее проявления способствуют тому, чтобы ребенок был активным, любознательным, чувственным, живым. Когда мать не осознает своих чувств, мыслей, действий, поступков в отношениях с ребенком (оценочность, угрозы и наказания, агрессивность, отстраненность от потребностей ребенка, игнорирование), то она может нанести психологический вред своему ребенку, который отразится на всей его жизни.
Совсем недавно, я случайно, услышала разговор мамы с сыном, происходящей на улице. Семья шла по улице, впереди шли девочка лет пяти и мальчик лет 10, следом за ними шли родители. Вначале, они шли не разговаривая, затем мама, обратив внимание на сына сказала: «У тебя походка как у робота!» Мальчик при этом двигался быстро, и также быстро размахивал руками вперед назад, почти не сгибая рук. Внешне ребенок никак не отреагировал.
Это очень распространенная история, когда в процессе своего развития из активного, эмоционального, любознательного ребенок превращается в скованного, закрытого, малоразговорчивого, с отпечатком горя на лице.
Вот и получается, что вначале мать делает все возможное, чтобы ребенок слушался: не плакал - «мужчины не плачут»; не злился на маму; не проявлял свое «Я»; требовательность. Желательно, чтобы всему сразу учился («другие дети уже это умеют»); мог удовлетворить мамины «потребности» - просьбы и т.д. А когда мальчик научается не проявляться (чувства, эмоции, желания), собственно старался делать все, чтобы маме было удобно, легче, то мама так, невзначай говорит: «У тебя походка, как у робота!»