Мы копируем у родительских фигур (в первую очередь) и у других значимых людей детства (во вторую очередь) поведение, чувства, мировосприятие. Если понаблюдать за собой, можно обнаружить, как мы ведем себя в каких-то случаях так, как вел себя отец или мать. Буквально, говорим их словами. Тревожимся в тех же ситуациях, в которых тревожились они. Например, мои клиенты, испытывающие тревогу, собираясь в какую-либо поездку, как правило, могут вспомнить точно такую же тревогу в подобных случаях кого-то из родителей.
Мы злимся на детей в тех же ситуациях, в которых злились в детстве на нас. Многие родители сталкиваются с интересным парадоксом. Они могли прочитать разные книги о воспитании детей, они могли почувствовать себя продвинутыми и компетентными родителями. И они могут знать, что малыш должен исследовать мир и себя в мире, а значит, везде ползать, все трогать и все брать в рот. Они могут знать, что дети должны играть и шуметь, что они должны бегать и кричать, так как игры являются частью их развития. Но в какой-то момент вдруг испытывают возмущение или злость рядом с шумно играющим ребенком. И может быть, рационально объяснят себе причину гнева: «ну не до такой же степени ребенок должен шуметь!» или «этот шум беспокоит соседей». А может быть, вспомнят (чаще, с помощью психолога), что в их родительской семье царило правило «ребенок должен быть виден, но его не должно быть слышно». Тогда они столкнутся с парадоксом: «я знаю, что шумный ребенок – это нормально, но я не могу позволить ему шуметь, так как мне не позволяли». Хотя не позволяли в ТЕХ условиях и ТОГДА: может быть, семья жила в коммунальной квартире, и шум был слышен соседям, или отец работал дома, и ему нужна была тишина, или … просто так было принято считать ТОГДА. Но СЕЙЧАС условия уже другие, и СЕЙЧАС шуметь можно и даже полезно исходя из взглядов, принятых СЕЙЧАС. И действует запрет из прошлого. И автоматически родитель останавливает своего разыгравшегося ребенка, повторяя СЕЙЧАС то, что было ТОГДА.
Мы ощущаем жизнь во многом так, как ее ощущали наши родители. Если мой клиент рассказывает о том, что ему трудно поменять работу, то, скорее всего, исследуя его прошлое, мы обнаружим, что в его семье было принято работать всю жизнь на одном месте и испытывать гордость за это постоянство. Его родители могли жить в условиях, когда смена работы была большой проблемой или была материально невыгодной, он же проживает в Москве, городе, где человек, проработавший в компании более 4 лет, становится старожилом. Но он не чувствует свободы, которую дают ему ЕГО условия жизни. Он продолжать жить так, как будто бы живет в ИХ МИРЕ, мире родителей.
А в некоторых областях мы копируем саму жизнь наших родителей (или нашего рода). Когда рисуешь социограмму клиента (схему, в которой указаны родовое древо с подробностями, кто на ком женился, каких имел детей и в каких был отношениях с другими), часто обнаруживаешь, как передаются из поколения в поколение определенные жизненные паттерны. Например, количество детей, которое принято иметь в семье. Или количество разводов. Или невозможность разводов – в каждом поколении супруги жили долго и счастливо (или долго и совершенно несчастно, но не разводились). Или отношение к мужчинам (женщинам) – «моя бабушка не доверяла мужчинам, моя мама не доверяет мужчинам, я …
И прошлое оживает в настоящем снова и снова.
Продолжение следует.