В предыдущем материале я описывал механизм образования страха с точки зрения теории условного рефлекса. Но этим простым механизмом объясняется далеко не каждый такого рода страх. В этом материале мы рассмотрим страх перед руководителем с точки зрения другой теории.
Разбирая то, как и почему появляется страх перед начальником, мы, естественно, при этом говорим о механизмах формирования самых разных страхов (и не только социальных).
Социально-когнитивная теория.
Альберт Бандура, один из наиболее известных поведенческих психологов 20 века, в своих экспериментах показал, что животные и люди хорошо обучаются через подражание или моделирование. Новое поведение формируется не столько за счет механизма условных рефлексов, сколько за счет именно этого подражания. Ребенок копирует родителей (особенно своего пола), сверстников, героев любимых фильмов и книг. Мы знаем о том, как работает этот механизм из собственного опыта: мы можем помнить, как сознательно хотели походить на кого-то из сверстников или киногероев, мы можем обнаруживать, как бессознательно скопировали какие-то черты характера родителей, какие-то их привычки, мы можем увидеть, как становятся похожи на нас наши дети. Механизм моделирования широко используется в современной рекламе: когда мы видим, как какой-то товар приобретают другие люди, например, «простые люди с улицы», мы склонны подражать им в этом. Здесь, кстати, важен следующий принцип: человек в рекламе должен быть похож на нас по полу, возрасту и социальному положению, именно в этом случае сработает механизм моделирования. Поэтому рекламу создают под конкретную целевую группу, подбирая под эту группу актеров.
Страхи могут также моделироваться, то есть усваиваться через подражание. Скажем, дочь, скорее всего, будет так же бояться мышей, как и мать. И страх начальника (или в более широком смысле — страх перед авторитетом) часто бывает смоделирован с родителей. Или бывает так, что моделью оказался кто-то из более старшего поколения. Тогда можно осознать, что «я испытываю тревогу в присутствии авторитета так же, как когда-то мой дед чувствовал себя дискомфортно с представителями власти». Осознание того, что страх смоделирован с конкретного родителя или прародителя, может быть полезным первым шагом к тому, чтобы контролировать его в своей жизни. Мы можем осознавать, что это «его страх», причем, мы можем понимать, насколько в условиях его (родителя) жизни этот страх был оправдан, и насколько те условия отличаются от наших.
Конечно, вы можете и не обнаружить ни у кого из родителей выраженного страха перед авторитетами, тогда возникнет впечатление, что данная теория «не работает». Но давайте вспомним, что страх перед руководителем обычно состоит из других социальных страхов: страха критики, страха отказа, страха настаивать на своих интересах, страха отказывать и т. д. Именно их мы часто перенимаем у своих родителей. Возможно, ваша мать не могла переносить претензий и критики и была склонна обижаться, а потом не разговаривать ни с кем по несколько дней. Или ваш отец не склонен был о чем- либо просить других и учил вас, что надо полагаться только на себя, и, если раньше вы видели в этом его силу, то сейчас, возможно, увидите страх отказа. В процессе психотерапии бывает достаточно легко прослеживать проявление социальных страхов у родителей и их наследование клиентом.
К механизму научения через моделирование относят и влияние всевозможных воспитательных инструкций. Родители рассказывают ребенку, как себя надо вести, более того, описывают и то, как себя надо чувствовать в той или иной ситуации. Что касается страхов, то родители часто буквально обучают ребенка, чего и как надо бояться: электичества, машин, электричек, крупных собак, падений со спортивных комплексов и переломов шеи и т. д. То, насколько ребенок станет осторожен (или сверхосторожен), зависит от тревожности самих родителей и тех красок, которыми они окрашивают опасности. Родители, как правило, не осознают, как формируют сверхосторожность или фобию. Одна из наиболее частых проблем детского возраста — страх темноты — порой создается самими родителями. Ведь страх — это такой легкий и доступный способ контролировать ребенка, особенно в возрасте 2-х лет, когда он начинает упрямиться и не хочет оставаться в постели. Достаточно немного попугать тем, что кроится в темноте, и ребенок умерит свою прыть.
Родительские инструкции могут влиять на то, как человек в последствии воспринимает авторитеты. Скажем, такие родительские инструкции, как «не мешай нам (взрослым) разговаривать», «не отвлекай (взрослого) своей ерундой», «подожди пока старшие не закончат говорить» и т. д., с одной стороны формируют «хорошо воспитанного» ребенка. Но вместе с тем при излишней чрезмерности могут привести к обобщениям, что «мои интересы менее важны, чем интересы (время, дела) авторитетной фигуры», формируя в дальнейшем неуверенное поведение при взаимодействии с руководителем (авторитетной фигурой), а значит, неспособность настаивать на своих интересах, отказывать и т. д.
Теория научения через моделирование показала не только то, как формируются страхи через подражание, но и как через то же подражание можно от них освобождаться. Если ребенок, который боится собак, видит, как другие дети его возраста весело играют с собаками, он через какое-то время также сможет присоединиться к их игре, и страх пройдет. На этом принципе создавались специальные психотерапевтические фильмы для детей, которые помогали детям избавляться в том числе и от социальных страхов. В фильмах детям демонстрировалось то поведение у их сверстников, дефицит которого стал для ребенка проблемой. К методу моделирования принадлежит и психотерапевтическое использование сказок и историй: родителям рекомендуют читать сказки, в которых герой справляется с теми трудностями, которые стоят перед ребенком, или обладает теми качествами, которые полезны ребенку. Родители могут сами придумывать сказки для детей, в которых ребенок почерпнет необходимый поведенческий пример, и рассказывать их перед сном.
В психотерапии социальных страхов эффективно используются тренинговые группы, в которых участники моделируют уверенное поведение. Мы учимся не только, когда делаем нечто сами, но и когда наблюдаем за другими. В тренинговой группе обучение происходит и во время демонстрации уверенного поведения тренером, и во время ролевых игр. Поэтому терапевтический эффект достигается и за счет самой тренировки ассертивного поведения (см. «Страх перед начальником»), и за счет моделирования.
Для самотерапии можно искать необходимую модель в своем окружении, то есть человека, который может вести себя увереннее, чем мы, чтобы подражать ему: как он держится перед начальником, как отвечает на его вопросы. Подобное моделирование очень удобно, если вы работе в офисе вместе с другими сотрудниками и можете наблюдать за взаимодействием с руководителем своих коллег. Важным условием при этом будет схожесть человека, чье поведение вы моделируете, с вами, так как, если его характер абсолютно другой, вы не сможете себя отождествить с этим человекам и перенять его поведение.
К использованию механизма моделирования относится и техника нейролингвинистического программирования (одно из направлений психотерапии) под названием «Генератор нового поведения». Так как она может использоваться самостоятельно, я приведу ее здесь по шагам:
- В своем окружении ищем пример нужного поведения. Представляем конкретного человека с конкретным поведением. В нашем случае, представляем человека, который уверенно ведет себя с руководителем. Представляем подробно его поведение, как будто бы просматриваем фильм о нем.
- В этом воображаемом фильме меняем его на себя. Теперь уже просматриваем фильм, в котором мы ведем себя так же, как наша модель. Стараемся увидеть детали: выражение лица, жесты. На этом этапе видим себя со стороны.
- Погружаемся в ситуацию, стараемся прочувствовать себя с данным поведением.
Каждому шагу уделяется достаточное количество времени, чтобы увидеть, а затем прочувствовать все детали. Естественно, техника очень проста, и реальная психотерапия не исчерпывается какой-либо техникой, а являет собой процесс гораздо более сложный и интересный.
Продолжение следует.