Я хотел бы продолжить разговор о механизмах возникновения социальных страхов. В этом материале в качестве объяснительной теории мы будем использовать концепции трансактного анализа.
Давайте представим, что героиню нашего повествования зовут, к примеру, Светлана, и она испытывает страх, когда находится в кабинете руководителя (или когда подходит к этому кабинету, или когда только начинает думать о том, что с руководителем предстоит разговор).
Немного теории. В трансактном анализе принято различать три совершенно разных психологических состояния, их называют эго-состояниями. Эго-состояние, то есть состояние нашего «Я», это то, как личность проявляет себя в конкретный момент: это и поведение, и чувства, и мысли. Выделяют 3 эго-состояния: эго-состояние Взрослого, эго-состояние Родителя и эго-состояние Ребенка. Когда человек находится в эго-состоянии Взрослого (обычно просто говорят — человек находится во Взрослом), он мыслит и чувствует исходя из того, что происходит прямо сейчас, то есть человек объективно реагирует на реальность, используя свои возможности взрослого человека. Время от времени мы реагируем на события так, как вели себя в подобных ситуациях наши родители, то есть, копируя их поведение (а также, мысли и чувства). В этом случае в трансактном анализе принято говорить, что человек находится в Родителе. И мы можем реагировать на реальность из Детского эго-состояния, то есть так, как если бы в нас в этом момент проснулся ребенок определенного возраста. Когда мы в Ребенке, мы мыслим, чувствуем себя и ведем себя как ребенок, но не абстрактных ребенок, а так, как мыслили, чувствовали и вели себя в собственном детстве.
Вернемся к нашей вымышленной Светлане. Когда Светлана находится во Взрослом эго-состоянии, она может испытывать страх только в том случае, если есть реальная причина для такого страха. Например, если бы разъяренный начальник нападал на нее, грозя физической расправой, то страх был бы вызван объективной причиной, и Светлана спасалась бы от начальника, используя все свои взрослые ресурсы. Когда мы испытываем страх без реальной причины, мы находимся в Ребенке. В этот момент в нас актуализируется некий детский опыт (или опыты). То есть чувства являются реакцией на воспоминания детства, а не на реальную ситуацию, которая происходит сейчас в нашей взрослой жизни. Правда, человек не осознает, что проигрывает в голове свое прошлое. Ему кажется, что он реагирует на ситуацию в настоящем. Но если Светлану спросить, что напоминает ей эта ее реакция на начальника, она может вспомнить конкретные сцены, скажем, школьной жизни, когда испытывала страх перед учителем или директором школы. Хотя бывает и так, что воспоминания оказываются настолько болезненными, что вытесняются из памяти, и информация о прошлом оказывается доступной только в результате психотерапии. Конечно, Светлана может остановиться и подумать о том, каков ее реальный начальник, осознать, что объективной опасности в этом контакте сейчас нет. Тогда она переключается в это-состояние Взрослого, и страх проходит.
Таким образом, тревогу перед посещением кабинета начальника можно рассматривать как переключение человека в эго-состояние Ребенка, и актуализацию опыта прошлого. Эта концепция напоминает теорию условного рефлекса, но дает гораздо больше возможностей для психотерапии. В трансактном анализе используют яркий образ, чтобы объяснить механизм происходящего. Представьте, что огромная резиновая лента растянута во времени и соединяет объективно нейтральную ситуацию в настоящем с болезненным событием детства. В одно мгновение мы переносимся по этой ленте в свое прошлое. Причем, чем травматичнее эта детская сцена, тем более вероятно, что мы ее не осознаем.
Как правило, на том конце резиновой ленты можно обнаружить сцены с самыми важными фигурами нашего прошлого: с нашими родителями, бабушками, дедушками. Конечно, вначале в памяти могут всплывать картины института, школы, когда мы испытывали тревогу перед преподавателем. Но если идти вдоль резиновой ленты дальше в свое детство, травматичные эпизоды мы обнаружим в более раннем возрасте. Таким образом, чтобы бояться начальника-мужчину, мне надо иметь в своем прошлом разгневанного отца и страх перед ним, который я мог испытывать в возрасте 3-х, 4-х или 5-ти лет. Соответственно, за страх перед начальником-женщиной «несет ответственность» строгая женская фигура детства, чаще всего мать.
Психотерапия в трансактном анализе направлена на проработку первоначальной травмы и на то, чтобы человек перестал возвращаться к болезненным событиям детства. Но клиент начинает освобождаться от страха уже тогда, когда во время терапии осознает, страх перед кем из своего детства он переносит в настоящее. Кстати, в психоанализе этот феномен переноса чувств, связанных с кем-то из прошлого, на человека в настоящем так и называют «переносом» или трансфером. Если я знаю, что боюсь не этого конкретного человека - начальника, а испытываю свой детский страх перед кем-то из родителей (или кем-то другим из моего детского окружения), и при этом еще и помню ситуацию, в которой боялся ребенком, я могу почувствовать себя гораздо увереннее в настоящем. Я в своем Взрослом эго-состоянии понимаю, что ситуация здесь и сейчас отличается от того, что происходило в детстве, и возможности мои отличаются. Я вырос, у меня гораздо больше взрослых ресурсов, знаний и опыта, чтобы справиться с тем, что происходит здесь и сейчас.