Она пришла ко мне на прием, так как у нее умер отец. Но пришла не для того, чтобы я помог ей оплакать отца и пережить потерю, а из-за чувства вины. Она чувствовала себя виноватой, потому что забеременела. Она чувствовала, что «не имела права любить своего мужа и оказаться беременной через месяц после смерти отца, так как это предательство по отношению к отцу». Она обнаружила, что беременна еще до того, как прошло сорок дней после его смерти. «Теперь все люди узнают, что я занималась сексом тогда, когда обязана была скорбить, и я не могу себе простить это». В её 38 лет это была первая беременность на протяжении долгой и счастливой супружеской жизни.
Она наблюдалась у гинекологов, которые отмечали выраженный гормональный дисбаланс, уровень мужских гормонов у неё в крови был сильно повышен. Казалось, надежды на материнство не оставалось. Она страдала гирсутизмом – это избыточный рост волос у женщин. Гинекологи предлагали подумать об усыновлении. И вот, внезапная смерть отца. И неожиданная беременность. Беременность, которая принесла не радость, а сильнейшее чувство вины с нежеланием жить.
Она не плакала во время нашей первой сессии. Когда я спросил, почему она не разрешает себе скорбь через слезы, она сказала, что не горюет и не плачет, так как папа говорил: «Надо быть мужчиной». Она рассказала, что кричала возле могилы, но не помнит, что именно. В тот момент потерю было невозможно вынести. Ведь отец был самым важным человеком в ее жизни. Но сейчас она не чувствует скорбь, есть только всепоглощающая вина.
Удивительна история этой женщины. В семье царил культ мужчины и культ отца. Мама была незаметной женщиной, вся жизнь которой сводилась к обслуживанию потребностей мужа. В своей родительской семье эта женщина узнала и впитала особое отношение к полу человека: есть только мужчины и ещё недостойные их женщины. Она всегда выбирала мужчин: педагогов, тренера. Даже её гинеколог был мужчина. Она бессознательно убивала женщину внутри себя, потому что «надо быть мужчиной». «Надо быть мужчиной!» - эти слова она неоднократно слышала от отца, и они стали особым предписанием, которому она бессознательно следовала. Она обладала всеми психологическими качествами, которые ассоциируются с мужественностью. «Будь мужчиной!» означает еще «Не будь женщиной». Стать женщиной она смогла, только после смерти отца. Как будто бы она избавилась от проклятия. Гинекологи считали, что произошло чудо, но выносить беременность она не сможет. Но беременность завершилась нормальными родами к удивлению специалистов.
Правда, за время беременности ей пришлось пройти через принятие своего пола, своей женственности. Мы исследовали в психотерапии, как в детстве она восприняла от отца особое отношение к женщине, и что происходило в жизни ее отца, исказившее его восприятие ценности другого пола. Она смогла понять свою историю. Пережив во время терапии и гнев на отца, и печаль по поводу своего прошлого, эта женщина простила своих родителей и смогла отгоревать потерю здоровым образом. Сейчас она счастливая мать уже двоих детей. Вот такая странная судьба.
На языке трансактного анализа мы говорили с ней не о судьбе, а о сценарии. Под сценарием понимается неосоознаваемый план жизни, который формируется в детстве и определяет основные ключевые моменты жизненного пути. Родители транслируют ребенку свои ожидания, свои чувства, свои представления о жизни, о людях и о самом ребенке. Транслируют, не осознавая этого, предписывая определенные качества ребенку. И ребенок принимает их, так как одобрение родителя (как вербальное, так и невербальное) ему жизненно необходимо. В данном случае особое отношение отца к мужественности и женственности превратилось для этой женщины в предписание (на языке трансактного анализа) «Не будь своим полом». Приняв свой пол, она смогла стать матерью.