БОльшую часть чувств называют негативными, имея в виду то, что они субъективно неприятны. Это гнев, тревога, стыд, вина, печаль, скука. Вместе с тем, наша жизнь строится вокруг чувств. Наши поступки определяются тем, какие чувства мы хотим в результате испытать или переживание каких пытаемся избежать. Хотим ощутить радость от хорошо сделанной работы или избежать стыда в кабинете начальника за не вовремя сданный отчет – и то, и другое мотивирует нас «закатать рукава и взяться за дело». Можно сказать, что ради переживания чувств и благодаря чувствам мы живем. Живем ради так называемых положительных чувств. И живем благодаря отрицательным.
В психотерапии (трансактном анализе) при работе с чувствами не используют категории «положительные» - «отрицательные». Гораздо полезнее выделять чувства аутентичные и рэкетные. Об этом данный материал.
Переживая одну и ту же стрессовую ситуацию (например, конфликт с руководителей на работе), кто-то будет испытывать гнев, кто-то страх, кто-то чувство беспомощности, кто-то ощущение краха, а кто-то внутреннюю пустоту. Мы совершенно по-разному реагируем на разгневанного начальника. И, чаще всего, реагируем так, как нас научили в нашем детстве.
Каждая семья (и семья, в которой вырос автор этого текста, и семья Ваших родителей) использует определенный набор чувств. Можно сказать, что какие-то эмоции являются «любимыми» в семье. А другие наоборот не пользуются популярностью или запрещаются. И если ребенок начнет их демонстрировать, то вызовет недовольство окружающих или будет просто проигнорирован.
Выглядит этот так. Например, в семье не поощряется чувство страха. Если мальчик из этой семьи захочет пожаловаться папе (или маме) на то, что он боится задиристого более крупного ребенка в детском саду или школе, он встретить осуждающий взгляд и будет отправлен назад «на поле боя» с напутствием: «Научись давать сдачи!» Когда такая ситуация повторится несколько раз, мальчик поймет, что страх испытывать «плохо», что надо драться невзирая на размеры противника. И когда он начнет приходить домой «со щитом или на щите, но никак не без щита», он будет вознагражден: «Молодец! Мужчины не плачут!» Что означает - надо быть агрессивным в стрессовых ситуациях. А значит, он научится злиться во время конфликта. И если вернуться к примеру с начальником (см. выше), этот уже взрослый мужчина будет испытывать гнев в ответ на упреки руководителя.
В другой семье девочке, к примеру, могли запрещать испытывать гнев. В обычной ситуации детства, когда один ребенок решительно экспроприирует игрушки другого, естественная агрессивность, которая необходима для защиты своей детской собственности, могла не поддерживаться родителями. Они говорили своей дочери: «Ну-ну-ну!» и укоризненно качали головой. И агрессивность постепенно исчезала. А когда девочка застывала с ощущением беспомощности и начинала плакать, ее нежно успокаивали, и она чувствовала себя любимой. Если мы вернемся к конфликту в кабинете руководителя (см. выше), то увидим такую женщину беспомощной, с трудом сдерживающей слезы.
Вот эти натренированные в детстве чувства и называют в психотерапии рэкетными. Считается, что они покрывают собой аутентичные чувства, то есть чувства, естественные для конкретной ситуации. Мальчик из приведенного выше примера в ситуации конфликта вначале испытывал страх, а затем научился скрывать его за чувством злости. Причем эта замена одного чувства на другое происходит со временем все быстрее и быстрее, натренированнее. И в конечном итоге страх уже практически невозможно обнаружить за привычным гневом.
Если бы люди не были натренированы в детстве испытывать рэкетные чувства, то наши эмоциональные реакции определялись бы самой ситуацией. В этом случае эмоции были бы естественным ответом на то, что происходит с человеком. Такие естественные чувства в психотерапии называют аутентичными (подлинными). Так как они порождаются самой ситуацией, то представляют собой наиболее подходящий эмоциональный ответ на нее. А значит, они помогают человеку справляться с трудностями жизни.
Аутентичная печаль появляется, когда нам надо преодолеть тяжелую ситуацию в прошлом. Например, разрыв в отношениях, потерю какой-либо ценной вещи. Печаль нам нужна, чтобы проститься с тем, что невозможно вернуть. Если можно печалиться открыто, то мы позволим себе поплакать и рассказать другому человеку о своем горе. И это даст возможность, простившись с прошлым, переключиться на настоящее и продолжить активно жить без постоянного возврата назад.
Аутентичный страх возникает в реально опасной ситуации и позволяет моментально мобилизоваться, чтобы спасти себя. Например, я перехожу дорогу, и внезапно из-за поворота появляется машина, движущаяся с высокой скоростью. Мой естественный в этой ситуации страх выбросит в кровь достаточную порцию адреналина, чтобы я максимально быстро достиг тротуара.
Аутентичный гнев появляется, когда наши интересы несправедливо ущемлены. Например, человек выстаивает свою очередь в каком-либо учреждении. Вдруг кто-то другой, отталкивая всех, пытается протиснуться первым. Гнев (адекватной интенсивности) позволит вступить в конфликт и разрешить его: остановить этого человека и восстановить справедливость.
Рэкетные чувства в отличие от аутентичных являются не ответом на ситуацию в настоящем, а натренированным рефлексом, который включается в любой стрессовой ситуации. Поэтому они не помогают в ее решении, а приводят к еще большему количеству проблем. Гневливый человек (тот, для которого рэкетный гнев является наиболее частым чувством) после разрыва отношений с партнером будет злиться. Злиться и злиться, не переходя к печали. А значит, будет пережевывать прошлое, не отпуская его от себя, не смиряясь с потерей. И понесет эту боль, вызывающую гнев снова и снова, с собой в дальнейшую жизнь. Гневливый человек, не соизмеряя опасность (так как не имеет доступа к естественному страху), падет в неравном бою с уличными хулиганами. Или будет уволен с работы, «поставив на место дурака-начальника».
Беспомощная женщина (у которой рэкетным чувством является беспомощность) замрет посреди дороги и не сможет избежать столкновения с мчащимся автомобилем, так как беспомощность заслонит естественный для данной ситуации страх. И она не сможет отстоять свои интересы в кабинете руководителя.
Рэкетными могут быть самые разные чувства. Среди нас находятся не только гневливые или беспомощные люди. Но и виноватые, которые привычно отвечают чувством вины на любые сложные ситуации жизни. А также печальные люди, для которых именно печаль является «любимым» чувством из детства. И смущенные. И обиженные, уходящие в свою обиду легко и на разные сроки: от нескольких часов до нескольких недель. А также безэмоциональные, которых научили в детстве подавлять любые эмоции.
Каждый из нас может исследовать свои привычные эмоции и определить «любимые» рэкетные чувства. Эти чувства мы испытываем вновь и вновь в самых разных ситуациях. Особенно, в ситуациях стрессовых. И стоит задуматься над тем, что мы могли бы чувствовать, если бы не были так привязаны к привычным рэкетам? Какие естественные эмоции были бы уместны и эффективны в этих случаях? Как аутентичные чувства могли бы помочь лучше разрешить ситуацию?