Кляйнианский
Кляйнианский (kleinian) Прил. Относящийся к идеям и теориям, сформулированным Мелани Кляйн. Хотя кляйнианская школа психоанализа продолжает оставаться в рамках фрейдизма, ее теории в некоторых принципиальных моментах отличаются от классической теории. Основные отличия следующие: а) инстинкт смерти принимается всерьез как клиническое понятие, предполагается врожденная амбивалентность, а деструктивный компонент амбивалентности понимается как защитная проекция (см. также защита) вовне врожденного саморазрушительного инстинкта; б) развитие Эго рассматривается как процесс постоянной интроекции и проекции объектов, а не как прохождение «Я» по стадиям, на которых используются различные защиты; в) считается, что происхождение невроза относится к первому году жизни, а не к нескольким первым годам, и связано с неудачей прохождения депрессивной позиции, а не с фиксацией на различных стадиях (точки фиксации) детства. Вследствие этого депрессивная позиция в кляйнианской теории играет ту же роль, что понятие эдипова комплекса в классической теории; г) кляйнианская теория - это объект-теория, а не инстинкт-теория, поскольку она придает основное значение разрешению амбивалентности по отношению к матери и к груди и считает, что развитие Эго основано прежде всего на интроекции матери и/или груди. Она, тем не менее, отличается от объект-теории Фэрбэрна (см. Фэрбэрна пересмотренная психопатология) и Винникотта тем, что не придает большого значения реальному опыту младенца в получении материнского ухода: у Кляйн большее внимание обращается на трудности, которые испытывает младенец в преодолении врожденной амбивалентности к груди. Будучи наделен и врожденной завистью к груди, и необходимостью использовать ее как реципиент его собственного спроецированного инстинкта смерти, младенец должен сначала переработать страх и подозрение, связанное с грудью (параноидно-шизоидная позиция), а затем - переработать свое открытие, что грудь, которую он ненавидит, и грудь, которую он любит, - одна и та же грудь (депрессивная позиция); д) эта теория, в отличие от классической, полагает, что фантазийная жизнь ребенка намного более яркая и неистовая, и что главной задачей анализа скорее является интерпретация бессознательных фантазий, чем интерпретация защит от бессознательных импульсов. Фантазии, однако, рассматриваются как психические представители либидных и деструктивных инстинктов и являются теми процессами, против которых создаются защиты. Вкратце кляйнианский анализ, как и классический анализ, подписывается под дуальной теорией инстинкта и является более фрейдистским, чем сам фрейдизм, в использовании понятия инстинкта смерти. Отличается тем, что отказывается от понятий стадий развития и точек фиксации в пользу теории позиций и придает большее значение первому году жизни, чем детству в целом. Изложение кляйнианской теории см. в работе Segal (1964); острую критику с классической точки зрения см. в работе Glover (1945).
Райкрофт Ч. «Критический словарь психоанализа». Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева под редакцией канд. философ. наук С. М. Черкасова.— СПб.; Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.
Синонимы: кляйнианский