Альтруистическая деятельность
как средство психологической помощи детям и подросткам
Мы живем в эпоху катастрофической дегуманизации и нравственного кризиса. Современная общественная ситуация такова, что все более способствует росту эгоистической мотивации. И нашу молодежь, родившуюся и формирующуюся в эту эпоху, «отличают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность. Ей присущи психопатические черты характера» [1, с.5].
В связи с этим особо остро встает вопрос не только о нравственном воспитании, но и о такой психологической помощи подрастающему поколению, которая опирается на нравственные ценности. Об активном применении психологом нравственных принципов писал в свое время В.Н. Мясищев [2], но, к сожалению, до сих пор это мало реализуется на практике. А между тем потенциал психологической помощи, опирающейся на нравственные ценности, очень велик.
В настоящей статье мы сосредоточим внимание на альтруистической деятельности как на средстве психологической помощи детям и подросткам.
Понятие «альтруизм» было введено сравнительно недавно – в 19 в. – основоположником философии позитивизма О. Контом. «Жизнь для других» он рассматривал как программу построения совершенного общества, где люди будут «служить человечеству, улучшая самих себя» [3, с.27]. Сам же альтруизм как нравственный принцип существует, по-видимому, столько же, сколько существует человечество. Ч. Дарвин даже полагал, что именно альтруизм и нравственность сыграли важнейшую роль в становлении человека как вида [4].
Существуют различные, подчас противоположные, воззрения на происхождение и движущие силы альтруистического поведения. Их можно разделить на несколько основных направлений.
Первое направление – религиозно-мистическое. Наиболее ярко оно представлено в таких мировых религиях как христианство и буддизм. Источник и цель альтруизма здесь усматриваются в боге, а альтруистическое поведение понимается как предписанное богом. К этому же направлению следует отнести взгляды таких русских философов как Н.Ф. Федоров и В.С. Соловьев. Так, Н.Ф. Федоров призывал человечество путем всеобщего альтруизма достичь мистического идеала — воскрешения умерших предков и достижения общего бессмертия [5]. Его последователь В.С. Соловьев, считавший основой и идеалом нравственности альтруистическую любовь, усматривал в такой любви богочеловеческий путь развития личности [6].
В противовес религиозно-мистическому, в Новое время возникло натуралистическое направление в учении о природе человеческой морали. Здесь утверждалось наличие некоего природного, естественного, врожденного человеку начала, которое побуждает нас действовать на благо других людей, подчас в ущерб собственным интересам. Так, например, английский философ-агностик Д. Юм считал источником альтруизма «симпатические» чувства людей, рационально объединяющие в себе прекрасное и полезное [7]. Э. Шефтсбери, называвший бескорыстие и самоотверженность мерилом нравственности поступка, писал о «моральном, врожденном чувстве», которое не нуждается в религиозной вере [7]. И даже А. Смит, один из основоположников политэкономии капитализма, утверждал: «Каким бы эгоистом ни считали человека, очевидно, что в его природе есть некоторые принципы, которые вызывают его интерес к судьбам /других людей/ и делает их счастье для него необходимым, хотя он не получает для себя от этого ничего, кроме удовольствия видеть это» [7]. Ярким представителем натуралистического направления был русский врач-естествоиспытатель А.И. Яроцкий, видевший истоки альтруизма в естественно присущем человеку свойстве, идущем еще от животных предков [8].
Наиболее четко тезис о природном происхождении альтруизма сформулирован Ч. Дарвином [4] и вслед за ним — П.А.Кропоткиным [9]. Но этот подход уже следует назвать не натуралистическим, а естественнонаучным, поскольку его представители не ограничиваются неопределенным указанием на «некий природный источник» альтруизма, а глубоко и последовательно исследуют происхождение человеческой нравственности вообще и альтруизма в частности. Они доказывают, что альтруистическое поведение и нравственность выработаны в ходе естественного отбора и были, как уже сказано выше, важнейшим фактором происхождения человека разумного: «Среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находится в борьбе за жизнь, выжил тот вид, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени» [9, с.62].
Этот естественнонаучный подход нашел свое развитие в трудах современных генетиков. Так, например, акад. В.П. Эфроимсон доказывает существование генетического механизма наследования альтруизма у человечества. «Тысячекратно осмеянные и оплеванные софистами этические нормы и альтруизм имеют также и прочные биологические основы, созданные долгим и упорным, направленным индивидуальным и групповым отбором» [10, с.210].
Рассматривая разнообразные концепции альтруистических отношений, нельзя обойти молчанием особый, в корне отличный от изложенных выше, подход к человеку как к изначально эгоистическому существу. Большинство сторонников такого подхода представляет себе альтруизм как необходимое средство социализации эгоиста, как способ сосуществования в обществе эгоистичных индивидов. Среди сторонников первичного, врожденного эгоизма человека следует, в первую очередь назвать Ф. Ницше и (вслед за ним) З. Фрейда. Первый из них утверждал, что альтруизм является не более чем бегством слабых от своей посредственности, второй считал альтруизм невротической компенсацией вытесненного эгоизма. Одной из наиболее примечательных современных концепций подобного рода является теория «альтруистического эгоизма» Г. Селье [11]. По Селье, альтруистическое поведение порождает благодарность и поэтому выгодно индивиду.
Мы привели здесь краткий и далеко не полный обзор истории научных взглядов на природу альтруизма. Важно отметить, что для культуры восточнославянских народов характерен ярко выраженный приоритет нравственно-альтруистических ценностей: доброта, бескорыстие, самоотверженность, служение людям и Родине признаются нашими народами в качестве высших и безусловных добродетелей. Если в западной философии и психологии существуют лишь отдельные школы с гуманистической ориентацией (прежде всего, здесь нужно назвать философию экзистенциализма и во многом основанную на ней гуманистическую психологическую школу), то практически вся отечественная психология, философия, педагогика проникнута идеями гуманизма, альтруизма, нравственности. В классификации личностей А.Ф. Лазурского на высшем уровне – уровне «героев и идеалов» — тип альтруистов стоит на первом месте [10]. Можно утверждать, что эти ценности у нас органически входят в «дух народа».
Как показывает практика, доброта, чуткость, сострадание, бескорыстная взаимопомощь настолько естественны для человека и настолько жизненно необходимы ему, что альтруистическая деятельность способна быть мощным средством психологической помощи людям, в том числе – детям и подросткам. Причем, на наш взгляд, такая работа должна носить характер не призывов к аскетическому самоотрицанию, а, напротив, радостного стремления к Добру. В свое время нами был предложен термин «разумный альтруизм» [12], который, как мы полагаем, больше подходит для целей психолого-педагогической практики, чем «альтруистический эгоизм» Г. Селье и «разумный эгоизм» Н.Г. Чернышевского.
«Разумный альтруизм» предполагает, что альтруистическое поведение переживается человеком не как жертва, а как естественное и часто радостное состояние, приносит ему глубокое удовлетворение, а иногда и счастье. Приведем цитируемый В. Франклом принцип Кьеркегора: «Дверь к счастью открывается наружу» (т.е. за пределы самого себя, к другим людям) [14, с.207].
Мы называем «разумным альтруизмом» такое альтруистическое поведение, которое: во-первых, целесообразно (в противоположность тому, что называют обычно «донкихотством»), во-вторых, не служит «питательной средой» для эгоизма окружающих, в-третьих, переживается человеком не как самоотрицание, а как самореализация. Мы полагаем, что это понятие близко по духу к таким ценностям выдающихся психологов-гуманистов как «самоактуализация» А. Маслоу, «смысл» («логос») В. Франкла и «модус бытия» Э. Фромма.
Мы опишем вкратце наш опыт применения альтруистической деятельности и альтруистических отношений в качестве средства психологической помощи детям и подросткам. (Работа на протяжении более чем 20 лет проводилась на базе общеобразовательных школ в РФ, сейчас ведется на базе детского санатория в Беларуси).
И в школе, и в детском санатории работа практикующего психолога сочетает в себе групповые и индивидуальные формы. В качестве одной из форм групповой работы мы проводим занятия по развитию важнейших нравственных качеств: эмпатии (искреннего и полного сочувствия), доброты, совести, честности и др. Занятия включают в себя как обсуждения, так и практические тренировки (тренинги), а также домашние задания по практической реализации формируемых качеств и навыков. (Например, после того, как навыки эмпатии оттренированы на занятии, дается домашнее задание «П-2» (понять и помочь): понимать душевное состояние других людей, сочувствовать им – и активно помогать). В центре работы всегда стоят эмпатия и альтруизм, — все остальные нравственные качества опираются на них как на фундамент.
Одновременно разворачивается другая форма групповой работы – так называемые «отряды добрых дел» (нечто вроде «тимуровских команд»). Чаще всего «ядром» таких отрядов становятся участники групповых занятий по нравственному воспитанию.
Первоначальными участниками обеих форм работы бывают, как правило, дети и подростки с выраженными альтруистическими задатками (говоря образно, наделенные «страстью к Добру»). Однако (и это важно!) постепенно к ним присоединяются другие ребята — «среднестатистические» по фактору соотношения эгоистической и альтруистической мотивации. Причем деятельность последних довольно быстро превращается из пассивного присутствия в активную и вполне сознательную. (Последнее обстоятельство мы считаем аргументом в пользу естественности альтруистического поведения для человека).
Отметим основные положительные результаты подобной работы: 1) большинство детей и подростков переносят полученный опыт в свою повседневную жизнь (в семье, в школе и т.д.); 2) некоторые из них по собственной инициативе начинают обучать сверстников (а иногда и родителей!) сочувствию и доброте; 3) уменьшается количество конфликтов в детских коллективах: при возникновении потенциально конфликтных ситуаций дети и подростки с большим или меньшим успехом стараются понять точку зрения противоположной стороны и активно ищут доброжелательно-конструктивные способы разрешения противоречия; 4) помимо очевидной пользы для нравственного воспитания, у участников альтруистически ориентированных форм групповой работы закономерно отмечается повышение «психологического благополучия» (самоуважения, стрессоустойчивости, чувства «внутреннего комфорта»), а также снижение невротического напряжения и тревожности (при их наличии).
Индивидуальную психологическую работу с детьми и подростками, обычно направленную на решение их личных проблем, мы также, по возможности, строим с опорой на воспитание чуткости и доброты. Агрессия, конфликты с родителями, учителями и сверстниками, тяжелая обстановка в семье — эти и множество других проблем для своего разрешения с необходимостью требуют от ребенка или подростка способности понимать душевное состояние окружающих людей, сочувствовать и сострадать им, активно желать им добра и стремиться помочь.
В процессе индивидуальной работы многие школьники (или пациенты детского санатория) получают от психолога задание посочувствовать и помочь кому-то из своих близких или из сверстников и младших ребят. Это нередко приводит их в «соприкосновение» с отрядами добрых дел, а затем — и в сами отряды.
В подавляющем большинстве случаев альтруистическая деятельность приводит к улучшению душевного состояния и поведения детей и подростков, способствует успеху в решении их личных проблем.
Особое значение это приобретает в работе с социально неблагополучными детьми и подростками, которые, как правило, уже приобрели в своих семьях опасный опыт антигуманных, безнравственных отношений. Альтруистическая деятельность способствует нормальной социализации таких детей. У них снижаются, а иногда и полностью исчезают агрессия, озлобленность, недоверие, тревожность, отчужденность, импульсивность поведения и развиваются прямо противоположные качества: доброжелательность, отзывчивость, доверие, открытость, способность к самообладанию и самоконтролю.
Приведем примеры из практики:
1. Р., 11 лет, диагноз — мутизм (невротическая утрата способности говорить). Сразу по окончании первичного психологического обследования ему было предложено присутствовать при обсуждении девочками-подростками из приемных семей их совместного шефства над 9-летним мальчиком из социального приюта. Некоторое время Р. слушал их разговор с глубоким вниманием, был сильно взволнован. Затем неожиданно заговорил и выразил горячее желание принять участие в шефской помощи. Мутизм был, таким образом, полностью ликвидирован и больше не восстанавливался.
2. 15-летняя школьница остро переживала разрыв отношений между родителями, почти не могла спать и есть, находилась в состоянии постоянной тоски и тревоги. Сама обратилась к психологу за помощью. В ходе индивидуальной работы получила задание, во-первых, применяя эмпатию, постараться понять позицию отца и матери и с максимальной теплотой позаботиться о каждом из них. Во-вторых, с учетом ее индивидуальных склонностей и способностей, ей было поручено быть организатором нескольких мероприятий, который проводил «отряд добрых дел» в интернате для детей с особенностями психофизического развития. Вскоре девочка стала одним из активистов этого отряда. Дома она поменяла свою роль пассивного, страдающего созерцателя на роль активного, сочувствующего друга-помощника своих родителей. Ее состояние заметно улучшилось, восстановился аппетит и сон, исчезла тоска.
В настоящей статье было изложено научное обоснование применения альтруистической деятельности как средства психологической помощи детям и подросткам, показана эффективность этого средства. Альтруистическая деятельность может использоваться в групповой и в индивидуальной психологической работе. В большинстве случаев она дает положительные результаты как для нравственного воспитания детей и подростков, так и для решения их личных проблем и улучшения микроклимата в детских коллективах.
Мы полагаем, что эти и подобные им положительные результаты подтверждают позицию сторонников естественнонаучного обоснования Добра: альтруизм и нравственность естественны для человека, альтруистические задатки врожденны каждому нормальному ребенку, – и их прижизненное развитие является необходимым условием психологического благополучия личности.
Литература
1. Гарбузов В.И. Практичкая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В,И.Гарбузов. — Спб.: АО «Сфера», 1994. – 159 с.
2. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н.Мясищев. – Л.: изд. ЛГУ, 1960. – 426 с.
3. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении) /О.Конт. — Спб., 1910. – 80 с.
4. Дарвин Ч. Соч. Т. 5 / Ч. Дарвин. — М.: изд-во АПН СССР, 1953. — 658 с.
5. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2-х т. Т.2. / Н.Ф. Федоров. – Спб., 1913. – 278 с.
6. Соловьев В.С. Оправдание добра / В.С. Соловтев. – Спб, 1913. – 126 с.
7. Антология мировой философии: в 4 т. Т.3. — М.: «Мысль», 1970.
8. Яроцкий А.И. Альтруистическая мораль и ее индивидуалистическое обоснование / А.И. Яроцкий. – Юрьев, 1914. – 54 с.
9. Кропоткин П.А. Этика / П.А.Кропоткин. — М.: Политиздат, 1991. — 496 с.
10. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма. Этика с позиций эволюционной генетики / В.П.Эфроимсон // Новый мир. — 1971. — № 10. — С. 190-210.
11. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — Рига: «Виеда», 1992. - 109 с.
12. Лазурский А.Ф. Классификация личностей / А.Ф. Лазурский. – Пб.; Госиздательство, 1921. – 401 с.
13. Ермакова Е.Ю. Воспитание альтруизма и нравственности у школьников. К программе воспитания человечности / Е.Ю.Ермакова // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы : сб. науч. ст. / Под ред. И.А.Зимней. – М.: Издательский сервис. – 2005.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: «Прогресс». – 1990, 280 с.