Материализуются ли мысли и надо ли всегда позитивно мыслить?
(Психоаналитическое объяснение идеи материализации мысли и позитивного мышления)
Как психотерапевт я часто сталкиваюсь с тем, что наличие у пациентов повышенной тревожности, страхов или «плохих» чувств и мыслей осложняется еще одним переживанием – многие люди боятся, что их негативные мысли материализуются. И, чем сильнее люди тревожатся, боятся чего-то или испытывают негативные эмоции, тем больше они опасаются, что это сбудется . Излишне будет говорить, что такое опасение еще больше усугубляет страдания людей и усиливает тревогу. В своей практике я сталкиваюсь с тем, что многих пациентов беспокоит вопрос – материализуются ли мысли, поэтому я решила сделать попытку внести ясность в эту тему.
То, что мысли материализуются часто можно почерпнуть из высказываний эзотериков, парапсихологов и прочих представителей оккультных наук. Например, представители данных направлений говорят: «В любой ситуации говори себе: «Я – здоров!»» или «При любых обстоятельствах не переставай утверждать: Я – богат!»» Иногда доводится читать следующие утверждения: «Нельзя ругаться и злиться даже на предметы, они запомнят этот негативный заряд!» «Старайся меньше думать о плохом, ведь оно, как и хорошее, может сбыться силой вашей мысли».
Если предполагать, что наши мысли материализуются, то получается, что человек оказывается таким всемогущим – подумал о несчастье – оно сбылось; настроился на позитив — и вот уже пожинает плоды своего позитивного мышления. Т.е. люди полагают, что силой своей мысли они могут влиять на окружающую действительность.
Давайте разберемся, откуда же пошло такое убеждение?
Людям, которые серьезно относятся к тому, что мысли материализуются присуще магическое мышление . Термин «магическое мышление» обозначает убеждение в том, что посредством физических действий или мыслительных процессов можно оказывать влияние на внешние события. Магическое мышление означает веру в то, что, изменив свое настроение или ход мыслей, можно изменить внешнюю ситуацию (избавиться от болезни, выйти замуж, осуществить мечту). Это вера во всемогущество мыслей, которые могут менять физическую реальность.
Давайте остановимся на том, откуда берет начало магическое мышление.
Еще Зигмунд Фрейд указывал, что у примитивных народов мы наблюдаем черты, которые современный человек может трактовать, как проявление бреда величия. Магические ритуалы, направленные на вызывание дождя или повышение плодородия поля, говорят о переоценке могущества своих желаний, веру в сверхъестественную силу мыслей и слов. Например, человек хочет, чтобы пошел дождь. Для этого он думает про это, дует, изображая ветер; стучит в барабан, изображая гром; проливает воду или мочится, символизируя дождь. Со временем дождь все-таки пойдет, и это воспримется человеком, как его заслуга. Или примитивный человек совершает половой акт на засеянном поле, желая таким образом побудить землю к плодородию. Магическое мышление, как видно из этих примеров, основывается на имитации — на сходстве между совершенным действием и ожидаемым событием.
Фрейд указывает, что магия основывается на принципе ошибочного выдвижения идеального (желаемого) перед реальным. У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. Все, что творит человек магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет или он пытается избежать того, чего боится. Таким образом, мотивы, заставляющие прибегать к магии — это желания человека или страхи, с которыми он пытается справиться. Так происходит защита от ощущения собственной беспомощности.
Современный человек улыбнется над этими примерами, но он уверенно применяет магическое мышление не по отношению к природе, а по отношению к себе. Сегодня аналогом этого обряда является вера в психокинез — то есть в то, что человеческий разум может при помощи одного лишь желания вызвать изменения в физическом мире. Примером тому могут служить высказывания эзотериков, парапсихологов, которые говорят: «Вы верите, что жизнь сказка и любит преподносить невероятные подарки? Пожалуйста — держите приглашение на престижную работу и черный Мерседес в придачу!»
В норме магическое мышление и всемогущий контроль присутствуют у младенцев. Нэнси Мак-Вильямс пишет, что убеждение о собственном всемогуществе берет начало из младенческого возраста. Для новорожденного мир и собственное "Я" составляют одно целое. Если младенцу становится холодно или голодно; и мать, откликаясь на его потребности, согревает его или кормит; то у младенца возникает магическое переживание того, что это тепло или пищу, он добыл сам. Осознание того, что на ситуацию оказали влияние отдельные от него другие люди, еще не появилось.
Позже ребенок верит во всемогущество того лица, которое о нем заботится. Ему кажется, что мать (или замещающий ее человек) может защитить от всех пугающих столкновений с реальностью. Это относится к защите, называемой примитивная идеализация. И лишь с возрастом ребенку удается признать то, что близкий человек не является всемогущим, не может сделать все; и тогда ребенок способен справиться со своим разочарованием в этом.
Детское магическое мышление и всемогущий контроль – это нормально, т.к. это необходимый этап развития младенца.
Но в дальнейшем переживания собственного всемогущества могут закрепляться у ребенка при некоторых ошибочных приемах воспитания родителей. Нэнси Мак-Вильямс указывает, что часто родители упрекают ребенка не только за плохое поведение, но и за «плохие» чувства. Часто можно услышать, как ребенку говорят, что «нельзя злиться» т.д. В этом случае у ребенка возникает опасное смешение – он не научается видеть разницу в чувствах, мыслях и поступках. Для такого ребенка они являются чем-то единым. Такому ребенку бывает сложно дифференцировать такие вещи, как: «я могу злиться, но не выражать это в конкретном действии — следовательно, вреда не нанесу».
И у детей, и во взрослом возрасте фантазии о своем всемогуществе отражаются в убеждении, что враждебные мысли опасны. Для таких людей мысль равнозначна поступку. Нэнси Мак-Вильямс говорит, что у них нет понимания разницы между: «подумал» и «сделал». Часто бывает, что дети злятся на родителей, и в приступе гнева желают им смерти. Затем возникает страх, что теперь с мамой или папой действительно что-то случится. От этого возникает очень много тревоги, вины. И дети, и взрослые люди пытаются бороться со своими «плохими» мыслями, пытаясь их аннулировать всякими магическими ритуалами, которые могут «уничтожить» нежелательные мысли и чувства. Нэнси Мак-Вильямс приводит в пример всем известный детский ритуал – перешагивание трещин на асфальте для того, чтобы с мамой ничего не случилось. При выполнении этого ритуала аннулируется бессознательное пожелание смерти, которое могло возникнуть при сильном гневе, обиде. Взрослые люди, встревоженные своим сильным гневом ли приступом ненависти, пытаются аннулировать эти чувства, например, подарив подарок тому человеку, к которому чувствовали ненависть.
К этому можно добавить, что многие религиозные ритуалы имеют аспект аннулирования. В религиозных ритуалах мы видим попытки искупления грехов, совершенных только в мыслях. В этом опять присутствует страх, что греховные мысли могут быть опасны, могут нанести вред. В таком случае человек старается соблюдать чистоту помыслов.
Здесь будет уместно вспомнить Фрейда, который замечает, что всемогущество мыслей проявляется при неврозе навязчивости — здесь примитивность образа мыслей очень заметна. Фрейд описывает больного, который только произносил какое-то проклятие в чей-то адрес, как у него появлялись опасения, что тот человек умрет, и на него падет ответственность за смерть этого человека. Нетрудно догадаться, что, переоценивая силу своих мыслей, человеку кажется, что ответственность за их «воплощение» очень велика, от этого непомерно возрастает тревога и страх наказания. Фрейд отмечает, что самого добродетельного человека может мучить ужасное чувство вины, основанное не на преднамеренных поступках, а на бессознательных мыслях — например, на частых желаниях смерти близким людям. Человеку кажется, что мысли могут сбыться и причинить вред — в этом и проявляется магическое мышление. Боясь, что чувства и мысли приведут к неблагоприятным последствиям в реальности (к болезни, смерти), человек начинает избегать их. Так возникают навязчивости — упорные нежелательные мысли и различные способы борьбы с ними, которые буквально выматывают человека. Но с такой установкой он оказывается очень близок к дикарю, который верит в то, что мыслями можно изменить внешний мир.
Когда магическое мышление остается во взрослом возрасте, в качестве переоценки собственных желаний – это является проявлением инфантилизма. Критерий инфантилизма – принятие желаемого за действительное, замена реальных действий фантазиями и магическими ритуалами, подгонка фактов и обман себя. Таким людям приятно и легко поверить советам эзотериков: «Надо лишь наиболее реалистично представить себе исполнение вашей заветной мечты». «Всего лишь вообрази, что едешь на новеньком автомобиле своей мечты; как отдыхаешь на берегу океана и наслаждаешься экзотикой островов». «Чаще рисуй перед своим мысленным взором эти картинки, и они станут явью» и т.д. И поэтому для того, чтобы разбогатеть (похудеть; выйти замуж), некоторые люди не прикладывают активных усилий, а просто вешают на стену картинки, символизирующие это.
Другие люди придерживаются такого убеждения: если что-то очень захотеть и твердо стоять на своем, то можно достичь абсолютно всего. Это убеждение не находит подтверждения на практике. Хотя порой случается так, что вера в то, что можно всемогущественно контролировать все — может стимулировать свершения, и помогает добиваться целей. Когда мы слышим о владельце самой большой яхты, или о звезде шоу-бизнеса «покорившей весь мир», понимаем, что такие защиты порой действительно приводят людей на вершину могущества, власти, контроля над окружающими. Но всемогущество – это уход от реальности. И, несмотря на приятную иллюзию, жизнь все равно тихо шепчет суровую правду, на которую не получается полностью закрывать глаза. Поэтому и расплата за это всемогущество оказывается неизбежной – болезни, зависимости, ранние смерти, суициды.
Кроме вышеуказанного, хочется рассмотреть часто встречающийся призыв: «мыслить всегда позитивно», — который может причинять вред. Ранее приводились примеры таких призывов: «В любой ситуации помни: Я – здоров!»» или «При любых обстоятельствах не переставай утверждать: Я – богат!»», в данном случае могут действовать разные психологические защиты. Одна из них — отрицание — это отказ принять существование проблемы. Человек как будто бы говорит себе: «Этого не случилось!». В основе этого лежит дологическая убежденность – если я этого не признаю, значит, этого нет. Человек, использующий отрицание, всегда настаивает на том, что «все прекрасно» и «все к лучшему». Нэнси Мак-Вильямс приводит примеры опасного отрицания: жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; алкоголик, отрицающий свою зависимость; пожилой человек, игнорирующий ухудшение здоровья и продолжающий водить машину.
Аналогичным образом поддерживает позитивное мышление расщепление, при котором человек разделяет свой опыт на категории «все хорошо» или «все плохо». Расщепление всегда влечет за собой искажение реальности, и в этом заключается его опасность.
Мы рассмотрели психологические защиты, которые могут указывать на некоторый инфантилизм взрослого человека. В противовес инфантилизму ставится взрослый подход, который предполагает честность с собой, ответственность за свои желания, планирование, планомерное продвижение к своей цели или принятие своей реальной беспомощности перед лицом обстоятельств. Т.е., если вы хотите, чтобы ваша «мысль материализовалась», то ответственность, выражаемая в конкретных поступках за свои мысли (желания), должна быть достаточно высокой. Возможно, если при наличии такой ответственности, человек пытается немножко поддержать и вдохновить себя при помощи магических ритуалов (которые не являются основными), то, наверное, в этом нет ничего плохого.
Таким образом, структуры магического мышления существуют и у совершенно здоровых взрослых людей наряду с более зрелыми и развитыми формами мышления. Широкая распространенность магического мышления говорит о том, что состояние многих современных жителей мегаполисов осложнено высокой тревогой, с которой они не могут совладать. На это влияет высокий темп жизни, перегрузка информацией, недостаток тишины и отдыха. С тревогой люди пытаются справиться, используя магическое мышление, как некую психологическую защиту. И, хотя нет никаких доказательств тому, что мысли как-то влияют на события в реальном мире, это убеждение, несомненно, играет психологическую роль. Оно обладает некоторым облегчающим эффектом — кажется, что мы не так беспомощны перед лицом несчастий, не так страшна неопределенность.
Таким образом, важно понять, что чувства и мысли могут быть мучительными и болезненно переживаться, но они не опасны.
Психологически здоровый человек отличается тем, что он способен осознавать, принимать разные свои чувства и проживать их на внутрипсихическом уровне. Нэнси Мак Вильямс подчеркивает, что в переживании неприятных чувств нет вреда, даже, если эти эмоции болезненные или свидетельствую о не очень хорошем состоянии человека. Испытывая разные эмоции, человек ощущает себя живым и полноценным существом. То, что не проживается на психическом уровне, может отражаться, в том числе, и на работе организма – выливаться в психосоматику.
Таким образом, чтобы помочь себе справиться со страхом, что негативные мысли материализуются, важно понять, что:
- мысли, чувства и поступки – это не одно и тоже;
- подумать плохо – это не то же самое, что сделать это;
- бояться чего-то – это еще не означает накликать на себя это.
Но признать себя просто человеком, а не всемогущим сверхсуществом одновременно и легко, и сложно. Человеку часто невероятно трудно признаться в своей слабости или подчиниться обстоятельствам. Перед лицом нелегких жизненных трудностей нам так порой хочется быть всемогущими. И, если у человека нет реального пути, чтобы добиться желаемого или справиться с обстоятельствами, он готов использовать магическое мышление, как некоторую психологическую защиту, которая хоть как-то облегчает состояние тревоги и растерянности, с которыми человек не в силах совладать.
Автор: Ежек Наталия, психолог-психотерапевт.