Эрих Фромм
Э. Фромм (1900-1980) — всемирно известный
психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое
учение 3. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую
тенденцию в психоаналитическом движении второй половины XX столетия и
ратовавший за творческое возрождение психоанализа — за развитие того,
что он назвал гуманистическим психоанализом.
Эрих Фромм родился 23 марта
1900 г. во Франкфурте-на-Майне (Германия). Он был единственным ребенком
в семье ортодоксальных евреев. Его прадед был знатоком священных книг
и исследователем Талмуда, отец — сыном раввина, а мать — племянницей
известного талмудиста Л. Краузе, под влиянием которого он хотел стать
талмудистом. Мать Э. Фромма мечтала, чтобы он стал знаменитым пианистом
и до начала Первой мировой войны мальчик занимался музыкой.
В возрасте
12 лет Э. Фромм был потрясен самоубийством молодой художницы, которая
лишила себя жизни вскоре после смерти своего отца и в завещании просила
исполнить ее последнюю волю — похоронить ее рядом с отцом. Юный Э.
Фромм не мог понять, как могло произойти такое, когда любовь молодой
красивой женщины к отцу оказалась столь сильной, что она предпочла радостям
жизни и живописи смерть. Только позднее, познакомившись с идеями 3. Фрейда
об эдиповом комплексе, он пришел к понимаю причин потрясшего его в
детстве самоубийства молодой художницы.
Последующие события, связанные
с Первой мировой войной, также заставили юного Э. Фромма задуматься
над тем, как и почему люди поддаются ненависти и национальному самообожествлению,
каковы причины возникновения войн и как возможно такое, что люди начинают
убивать друг друга. Позднее, вспоминая о своих юношеских переживаниях,
он писал: «Меня мучили вопросы о явлениях индивидуальной и общественной
жизни, и я жаждал получить на них ответы».
В школьные годы Э. Фромм
изучал латынь, английский и французский языки, интересовался текстами
Ветхого Завета. После получения аттестата зрелости в 1918 г. изучал
право во Франкфурте, философию, социологию и психологию в Гейдельберге.
В 1922 г. окончил Гейдельбергский университет, получил степень доктора
социологии, под руководством немецкого социолога А. Вебера подготовил
диссертацию «Об иудейском Законе. К социологии еврейской диаспоры». В
1926г. Э. Фромм закончил аспирантуру Мюнхенского университета.
В 1924г.
он познакомился с Ф. Райхманн, прошедшей курс психоаналитической подготовки
у Г. Закса, практиковавшей психоанализ, ставшей его первым аналитиком,
а два года спустя — женой. В дальнейшем он прошел анализ у трех психоаналитиков,
включая В. Виттенберга и Г. Закса. Как и Ф. Райхманн, он отошел от
иудейской ортодоксии, а позднее порвал с сионизмом, культивировавшим
национализм. Брак с Ф. Райхманн, которая была старше Э. Фромма на 10
лет, оказался недолгим. Прожив вместе более трех лет, они разошлись,
однако сохранили дружеские отношения. Впоследствии Ф. Фромм-Райхманн
получила мировую известность как психоаналитик, добившийся значительных
результатов в работе с больными, страдавшими психическими расстройствами,
включая шизофрению.
В 1927-1928гг. Э. Фромм установил контакты
с Берлинским институтом психоанализа, в котором выступил с такими докладами,
как «Лечение случая туберкулеза легких методом психоанализа» (1927) и
«Психоанализ мелкого буржуа» (1928). Последний доклад вызвал оживленную
дискуссию, в которой участвовали известные психоаналитики того времени,
включая Ф. Александера, 3. Бернфельда, Ш. Радо, Г. Закса, М. Эйтингона.
В 1929-1930гг. Э. Фромм прошел курс обучения в Берлинском психоаналитическом
институте и открыл свой кабинет для частной психоаналитической практики.
В начале 1929 г. на торжественном открытии Франкфуртского психоаналитического
института он прочел лекцию о применении психоанализа в социологии и
науке о религии. В 1930 г. Э. Фромм был избран внештатным членом Немецкого
психоаналитического общества.
В конце 20-х — начале 30-х гг. он познакомился
с известными психоаналитиками К. Хорни и В. Райхом, а также участвовал
в обсуждении их докладов в психоаналитическом сообществе. Под влиянием
Т. Райка в 1930 г. им была опубликована дискуссионная статья «Развитие
догмы Христа. Психоаналитическое исследование социально-психологической
функции религии» и сделан доклад «К вопросу о вере во всемогущество
мыслей». В 1931 г. он заболел туберкулезом легких и лечился в Давосе
у Г. Гроддека, у которого в разное время проходили лечение многие известные
психоаналитики, в том числе Г. Закс, В. Райх, К. Хорни, Ш. Ференци, и
который сказал Э. Фромму о том, что его болезнь является результатом
нежелания признаться в неудачном браке с Ф. Фромм-Райхманн.
В 1929г. Э.
Фромм работал во Франкфуртском психоаналитическом институте, получившем
пристанище в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне,
возглавляемом М. Хоркхаймером, который прошел курс психоанализа у К.
Ландауэра. В период с 1930 по 1933 г. он работал в Институте социальных
исследований, где руководил отделом социальной психологии и проводил
эмпирические исследования, на основе которых был сделан вывод, что
рабочие и служащие Германии не окажут сопротивления приходу нацизма
к власти. Именно в этот период он познакомился с идеями К. Маркса и
Я. Баховена, опубликовавшего работы по теории материнского права. В
1932 г. вышла в свет его статья «Психоаналитическая характерология
и ее значение для социальной психологии», в которой содержались представления
об общественном характере.
В 1933г. по приглашению Ф. Александера
Э. Фромм приехал в США для чтения лекций в Чикагском психоаналитическом
институте, где к тому времени обосновалась К. Хорни. Год спустя он
перебрался в Нью-Йорк, где на протяжении нескольких лет работал в Институте
социальных исследований, который до 1934г. функционировал в Женеве, а
затем присоединился к Колумбийскому университету. В рамках института
им был подготовлен социально-психологический раздел, включавший в себя
идеи об авторитарном характере. Этот раздел вошел в опубликованный М.
Хоркхаймером сборник «Исследования авторитета и семьи» (1936), предопределивший
последующее изучение данной проблематики, нашедшей отражение, в частности,
в получившем широкую известность труде Т. Адорно «Авторитарный характер»
(1950).
В 30-е гг. Э. Фромм преподавал в Нью-Йоркском,
Колумбийском и Йельском университетах, а также сотрудничал с Г. С. Салливаном,
К. Хорни, Ф. Фромм-Райхманн и К. Томпсон, которая, пройдя анализ у Ш.
Ференци, впоследствии продолжила его у Э. Фромма. В основанном в 1938г.
Г. С. Салливаном журнале «Психиатрия» он впервые опубликовал свои статьи
на английском языке. Из-за идейных разногласий с коллегами (в частности,
с Т. Адорно и М. Хоркхаймером), не разделявшими его критическое отношение
к некоторым концепциям 3. Фрейда, в 1938 г. он отказался от сотрудничества
с Институтом социальных исследований.
В 1941-1943 гг. Э. Фромм преподавал
в Американском институте психоанализа, созданном рядом психоаналитиков,
покинувших Нью-Йоркское психоаналитическое общество из-за дисквалификации
К. Хорни как обучающего аналитика (фактически, за ее критику классического
психоанализа). В 1943 г. комиссия данного Института не удовлетворила
требование студентов предоставить Э. Фромму, не имеющему медицинского
образования, право вести клиническо-технический семинар, и в ответ
на его несогласие с подобным решением лишила его привилегий преподавателя.
Конфликт был предопределен не только позицией американских коллег,
разделявших официальную точку зрения, согласно которой психоаналитики
должны иметь медицинское образование, но и ухудшением отношений с К.
Хорни, одна из дочерей которой проходила анализ у Э. Фромма, в результате
чего у нее усилился протест против матери.
Часть психоаналитиков, включая
Г. С. Салливана и К. Томпсон, ушли вместе с Э. Фроммом из Американского
института психоанализа и, объединившись с коллегами из Вашингтон-Балтиморского
психоаналитического общества, создали филиал Вашингтонской школы психиатрии,
основанной Г. С. Салливаном в 1936 г. На протяжении ряда лет, начиная
с 1946 г., когда филиал Вашингтонской школы психиатрии был переименован
в Нью-Йоркский институт психологии, психиатрии и психоанализа им. У.
Уайта, Э. Фромм принимал активное участие в работе данного института
и подготовке специалистов в области психоанализа. До переезда в Мехико
он руководил учебной частью и преподавательским персоналом, а после
своего отъезда из США периодически приезжал в Нью-Йорк для чтения лекций
и проведения семинаров в институте.
С 1949 по 1967г. Э. Фромм жил и работал
в Мексике, куда пришлось переехать по совету врачей, рекомендовавших
его второй больной жене, брак с которой был заключен в 1940 г., сменить
климат и попробовать лечение радиоактивными источниками в Сан Хосе
Пурна. В 1951г. он стал внештатным профессором медицинского факультета
Национального университета в Мехико. В качестве обучающего и контролирующего
аналитика он подготовил группу мексиканских психоаналитиков. В 1953 г.,
после смерти второй жены, Э. Фромм вновь женился и переехал в пригород
Мехико.
В 1956 г. по его инициативе было основано
Мексиканское психоаналитическое общество. С целью распространения психоаналитических
знаний в испаноязычном регионе Э. Фромм организовал публикацию серии
«Психологическая библиотека», основал «Журнал психоанализа, психиатрии
и психологии», а также организовал цикл лекций, в котором приняли участие
видные ученые. В 1957 г. по его инициативе был проведен семинар по психоанализу
и дзен-буддизму, в котором, наряду с известным в то время представителем
дзен-буддизма Д. Судзуки, приняли участие около 40 психоаналитиков и
психиатров. На протяжении нескольких лет Э. Фромм осуществлял подготовку
психоаналитиков на медицинском факультете университета в Мехико, а с
1963 г. — в Мексиканском институте психоанализа. В 1957 г. совместно
с М. Маккоби и другими сотрудниками он начал исследовать характер одной
мексиканской деревни. Результаты этого полевого исследования нашли свое
отражение в публикации «Психоаналитическая характерология в теории и
практике. Общественный характер мексиканской деревни» (1970).
Не являясь
членом Международной психоаналитической ассоциации, Э. Фромм инициировал
создание Международного форума психоанализа, позволившего единомышленникам
обмениваться мнениями по актуальным проблемам теории и практики психоанализа.
Этот форум проводился в Амстердаме (1962), Цюрихе (1965), Мехико (1969),
Нью-Йорке (1972), Цюрихе (1974), Берлине (1977).
В 60-е гг. Э. Фромм
принимал активное участие в политических событиях США и мира в целом.
Он стал членом Социалистической партии США, подготовил новую программу,
но после того, как она не была принята руководством этой партии, вышел
из нее. Э. Фромм включился в политическое движение в защиту мира, в
1962 г. принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению,
состоявшейся в Москве. Он был членом национального комитета «Американское
объединение за гражданские свободы», поддерживал кампанию за ядерное
разоружение, сотрудничал с вашингтонским Институтом по исследованию
проблем мира, принимал активное участие в предвыборной кампании 1968
г. по выдвижению в кандидаты на пост президента США сенатора-демократа
Ю. Маккарти.
С 1960 по 1973г. Э. Фромм проводил летние
месяцы в Локарно (Швейцария). В 1974г. он принял решение не возвращаться
в Мексику, а в 1976 г. окончательно переехал в Швейцарию. Перенеся три
инфаркта, в преклонном возрасте Э. Фромм продолжал ежедневно медитировать,
следуя учению одного буддистского монаха из Шри-Ланки. Он умер 18 марта
1980 г. в г. Муральто, почетным гражданином которого стал незадолго до
смерти. Во Франкфурте, где он родился, состоялось посмертное чествование,
сопровождавшееся награждением мемориальной медалью Гете.
Э. Фромм — автор
многочисленных статей и книг. Первая фундаментальная работа — «Бегство
от свободы» (1941), принесшая ему известность, неоднократно переиздаваемая
в различных странах мира и содержащая основные идеи, творческое развитие
которых нашло отражение в его последующих публикациях. К числу наиболее
значительных его работ относятся «Человек для себя» (1947), «Психоанализ
и религия» (1950), «Забытый язык» (1951), «Здоровое общество» (1955),
«Искусство любить» (1956), «Дзен-буддизм
и психоанализ» (1960, в соавторстве
с Д. Сузуки), «Концепция человека у Маркса» (1961), «Вне цепей иллюзий»
(1962), «Душа человека» (1964), «Вы будете как боги. Радикальная интерпретация
Ветхого завета и его традиций» (1966), «Революция надежды» (1968),
«Миссия Зигмунда Фрейда» (1969), «Анатомия человеческой деструктивности»
(1973), «Иметь или быть» (1976), «Психоанализ Зигмунда Фрейда — величие
и границы» (1979) и др.
При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги «Постклассический психоанализ Т.2» В. Лейбин