Сократ
Сократ (ок. 470 - 399 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, учитель
Платона. По словам Владимира Соловьева — величайший софист и величайший
противник софистов; рассматривается как родоначальник антропологически
ориентированной философии. Сократ не оставил работ, так как ничего не
писал. В основном с его идеями можно познакомиться по работам его великого
ученика — Платона. Сократ, его жизнь и смерть стали символом философии.
Для Сократа проблема человека, его внутренний мир - главное. «Познай
самого себя» - это его изречение, в сущности, означает требование постоянного
познания каждым человеком самого себя. Сократ увидел опасность растворения
человека в хаотичной, «безосновной» субъективности софистов, которая
превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже
для него самого. Человек подчиняется некоему внутреннему закону. Этот
закон отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной
ограниченностью, заставляет мыслить: сам Бог «обязал человека жить, занимаясь
философией». Философия — вот истинный путь к Богу, философия — это своего
рода умирание, но умирание для земной жизни, это подготовка к высвобождению
бессмертной души из ее телесной оболочки. Дух в концепции Сократа обретает
самостоятельное существование. Сократ не боялся смерти, поскольку человек
не есть простой элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку
изначально. Он может только сказать: «Я знаю только то, что ничего не
знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности
единому идеальному началу, общему всем людям.
«В молодые годы, - рассказывал Сократ, - у меня была настоящая страсть
к тому виду мудрости, который называют познанием природы. Мне представлялось
удивительным и необыкновенным знать причины каждого явления - почему
что рождается, и почему погибает, и почему существует. И я часто метался
из крайности в крайность, и вот какого рода вопросы задавал себе в первую
очередь: когда теплое и холодное, взаимодействуя, вызывают гниение, не
тогда ли, как судили некоторые, образуются живые вещества? Чем мы мыслим
- кровью, воздухом или огнем? Или же ни тем, ни другим и ни третьим,
а это наш мозг вызывает чувство слуха, и зрения, и обоняния, а из них
возникают память и представление, а из памяти и представления, когда
они приобретут устойчивость, возникает знание?
Размышлял я и о разрушении всего существующего, и о переменах, которые
происходят в небе и на земле, - и всё для того, чтобы в конце концов
счесть себя совершенно непригодным к такому исследованию... До тех пор
я кое-что знал ясно, - так казалось и мне самому, и остальным, - а теперь,
из-за этих исследований, я окончательно ослеп и разучился даже тому,
что знал прежде...».
«Но однажды, - продолжал Сократ, - мне довелось услышать о книге Анаксагора,
в которой было написано, что разум - это главная сила во Вселенной и
причина всех явлений; и отсюда в конце концов я извлек желаемое объяснение.
Мне показалось истинным, что причиной всех явлений должен быть Разум;
и я решил, что если это правда, то разум - устроитель должен устраивать
все наилучшим образом и всякую вещь помещать там, где ей всего лучше
находиться».
Сократ полагал, что разум разлит по всей Вселенной, что человеческий
разум составляет лишь ничтожную долю общего разума. В доказательство
бытия высшего Разума Сократ ссылался на порядок во Вселенной, на соответствие
человеческих органов чувств явлениям природы: глаза созданы для зрения,
уши - для слуха и т.д. и т.п.
В отличие от софистов, Сократ не демонстрировал свое превосходство над
окружающими; он стремился научить их распознавать под маской всезнания
невежество. Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению,
умению находить в себе глубинное духовное начало. По его собственным
словам, он был приставлен к афинскому народу как овод к коню, чтобы тот
не забывал думать о своей душе.
Метод, который Сократ избрал для решения этой непростой задачи, — ирония,
освобождающая человека от самоуверенности, от некритического принятия
чужого мнения. Вначале Сократ как бы моделирует исходную оппозицию: признается
в собственном незнании и дает возможность собеседнику утвердиться в своем
убеждении. Затем с помощью хитроумных вопросов подводит собеседника к
диаметрально противоположному представлению, чтобы тот увидел духовное
превосходство Сократа и собственное невежество. Цель иронии — не разрушение
нравственных устоев; напротив, в результате иронического отношения ко
всему внешнему, к предвзятым мнениям человек вырабатывает общее представление
о том духовном начале, которое лежит в каждом человеке. Путь самостоятельного
открытия истины человеком Сократ называл майевтикой (буквально — повивальным
искусством). Майевтика — это «роды души, а не тела», это путь рождения
истины, на который встает сам человек с помощью учителя.
Познание в учении Сократа изначально этически окрашено. Человек знающий
— это человек, получивший в свои руки орудие господства над своими страстями,
над животным началом в себе. Разум и нравственность в своей основе тождественны,
считает Сократ, только вместе они могут составить счастье человека. Счастье
и есть осознанная добродетель.
Философия должна стать учением о том, как человеку жить, философия вырабатывает
общее понятие о вещах, обнаруживает единую основу существующего, которая
для человеческого разума оказывается благом — высшей целью. Единая основа
человеческой жизни не существует в отрыве от духовных усилий самого человека,
это не равнодушное природное начало. Только когда Единое станет целью
человека, будет представлено в форме понятия, оно составит его счастье.
Такое сближение знания и нравственности вызвало много возражений мыслителей
последующих эпох. Однако этический рационализм Сократа, непонятный современному
человеку, был весьма уместен в эпоху разрушения патриархальных общинных
связей, традиционной религии. Человек еще не окрепшей социальности не
без помощи софистов остался в одиночестве, стал пленником своих страстей,
стал бояться самого себя.
Принципы Сократа, утверждение, что человек должен руководствоваться
прежде всего велениями своего разума и совести, а не правилами, устанавливаемыми
извне, т. е. государством, тем более таким, в котором правят отнюдь не
лучшие, естественно, привели Сократа к столкновению с афинским государством.
Он был обвинен в развращении юношества и казнен. Впоследствии, естественно,
посмертно был оправдан. Образ Сократа вошел в сознание последующих поколений
как высочайший пример честного, независимого мыслителя, ставящего искание
истины выше всего.
При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книг 1) Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. – Философский словарь; 2) Бессонов Б.Н. – Философия: курс лекций.