Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Бруно Беттельгейм

Бруно Беттельгейм (Bruno Bettelheim) (1903—1990) — немецко-американский психоаналитик, австриец по рождению. Специалист в области лечения и обучения детей с нарушениями эмоциональной сферы, главным образом страдающих аутизмом. Получил степень доктора Венского университета в 1938 году и в том же году, после оккупации Австрии нацистами, был отправлен в концлагерь Дахау, а затем в Бухенвальд.

После освобождения в 1939 году эмигрировал в США, где получил должность научного сотрудника в Обществе развития образования при Чикагском университете. В 1942—1944 Беттельгейм работал старшим преподавателем (associate prof.) в Рокфорд Колледж (штат Иллинойс).

В октябре 1943 года в американском "Журнале патологической и социальной психологии" (издании узкоспециальном) появилась ставшая тут же знаменитой статья Беттельгейма о повседневном существовании в нацистских лагерях «Индивидуальное и массовое поведение в экстремальных ситуациях». После этого едва ли не каждая публикация ученого на протяжении последующих пяти десятилетий становилась общественным событием. Статья отражала его экзистенциальный опыт заключения в Дахау и Бухенвальде. В ней впервые изучались психологические ресурсы выживания человека в условиях концлагеря и анализировалась суть разрушительного влияния нацистского террора на человеческую личность.

В 1944 Бруно Беттельгейм получил место ассистента по кафедре психологии в Чикагском университете и одновременно был назначен директором Реабилитационной школы-клиники имени Сони Шенкман. В этом интернате для детей от 6 до 14 лет с глубокими нарушениями эмоциальной сферы была сосредоточена в дальнейшем его работа с аутичными детьми.

Старший преподаватель в 1947 и профессор с 1952 года, Беттельгейм посвятил свою работу применению психоаналитического подхода к социальным вопросам, и прежде всего в воспитании детей. Это отражено в книгах: «Не только любовь» (Love is not enough, 1950), «Сбежавшие от жизни» (Truants from life, 1954).

В 1973 Беттельгейм ушел в отставку. В своих печатных трудах и в исследовательской деятельности Бруно стремился найти методы терапии эмоциональных расстройств у детей, которые бы позволили не только облегчить их страдания, но и помочь стать активными членами общества. Его труды содержат идеи, полезные и для работы со здоровыми детьми. Также Беттельгейм является автором книг: «Вразумленное сердце» («The informed heart», 1960) — о сопротивлении тоталитаризму и об опыте выживания в концлагере; «Пустая крепость» («The empty fortress», 1967) — об аутичных детях; «Дети мечты» («Children of the dream», 1967) — о роли социума в воспитании детей в израильских киббуцах, — опыт, на основании которого Бруно Беттельгейм призывал к пересмотру традиционных методов семейного воспитания; «О пользе волшебных сказок» («The uses of the enchantment», 1976). После смерти жены в 1984 году и перенесенного в 1987 году инсульта Бруно Беттельгейм в 1990 г. покончил с собой.

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги «История психологии в лицах», под ред. Карпенко Л.А., М. 2005.

Кохут Х. (1913-1981)

Американский психоаналитик, доктор медицины, профессор. С 1959 года Кохут начал развивать свою психологическую теорию «Я», что было инициировано работой с пациентами, имевшими «нарциссические расстройства» и не поддававшимися традиционному психоанализу.


Фромм Э. (1900-1980)

Всемирно известный психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в психоаналитическом движении второй половины XX столетия и ратовавший за творческое возрождение психоанализа — за развитие того, что он назвал гуманистическим психоанализом.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация