Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Чарльз Эдвард Спирмен

Чарльз Эдвард Спирмен (1863 — 1945) — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории, истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии.

Спирмен окончил Лейпцигский университет (доктор, 1906). Профессиональную деятельность начал с преподавания экспериментальной психологии в Лондонском университетском колледже, в котором проработал вплоть до отставки в 1931 г. (преподаватель, 1907—1911; профессор мышления и логики, 1911—1928; профессор психологии, 1928—1931; засл. профессор в отставке).

Чарлз Спирмен являлся членом Королевского общества (1924); президентом Британского психологического общества (1923— 1926), почетным доктором и почетным членом нескольких университетов, зарубежных академий и обществ.

Один из самых влиятельных английских психологов XX столетия, Ч. Спирмен начинал свою карьеру в качестве офицера пехоты, прослужив пятнадцать лет в армии, в основном в Индии. В 34 года он ушел в отставку и начал академическую жизнь. К систематическому изучению психологии приступил в 1897 г. в лейпцигской лаборатории В. Вундта, где в 1906 г. получил докторскую степень, а через год начал работать в Лондонском университете. Именно благодаря многолетним интеллектуальным усилиям Спирмена возникла «лондонская школа» психологии, которая с позиций строгого реализма, статистики и психометрики занималась изучением человеческих способностей.

Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий, Спирмен внес значительный вклад в развитие факторного анализа в психологии: он разработал один из методов корреляций (названный «корреляция Спирмена»). Выдвинул также «двухфакторную теорию интеллекта» («The theory of two factors», 1923), согласно которой выделялись: общий (генеральный) фактор «g», образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях. В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом.

В течение трех десятилетий двухфакторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора «g» как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это Спирмен и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двухфакторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.). Еще одним направлением научных устремлений Спирмена был поиск фундаментальных законов психологии. Его основные идеи описаны в книге «The nature of intelligence and the principles of cognition» (1923), где они приняли форму эмпирической эпистемологии, принципы которой поразительно согласуются с современными подходами в когнитивной психологии.

Спирмен также автор книг : «The abilities of man, their nature and measurement», Macmillan, 1927; «Creative mind», C.U. Press, 1930; «Human ability»/with L. Wynn Jones, 1950.

Автоматический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги «История психологии в лицах» Ред. Л. А. Карпенко. М.: ПЕР СЭ, 2005 г.

Абрахам К. (1877-1925)

Карл Абрахам являлся одним из самых блестящих умов в психоаналитическом движении первых лет его существования. Он входил в круг наиболее близких и последовательных учеников Фрейда, являясь до последних лет своей короткой жизни его преданным другом и активным соавтором многих психоаналитических концепций.


Фрейд А. (1895-1982)

Австрийский психоаналитик, дочь 3.Фрейда. Сооснователь эго-психологии и детского психоанализа. Под непосредственным руководством отца освоила теорию, методику и технику психоанализа. В 1922 г. опубликовала первую статью «Бьющие фантазии и дневные мечты», в которой исследовала способы прекращения мастурбации.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация