Учебный год еще только начался, а первые экзамены уже приближаются. Согласно выводам исследователей из Базельского университета, школьники лучше справляются со стрессом, если ежедневно получают достаточное количество физических упражнений.
"Займитесь спортом!" Это один из советов, который часто слышат взрослые, жалуясь на стресс в своей жизни. Физические упражнения помогают снять стресс. Но относится ли это также и к детям? Помогают ли им физические упражнения справиться с нагрузками, связанными с успеваемостью в школе? Исследовательская группа под руководством доктора Мануэля Ханке и доктора Себастьяна Лудыги с кафедры спорта, физических упражнений и здоровья недавно изучила влияние физической активности на уровень стресса у детей. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Science and Medicine in Sport.
В ходе исследования 110 детей в возрасте от 10 до 13 лет в течение недели носили датчик, отслеживающий их ежедневные движения. Затем они дважды приводили участников в лабораторию для выполнения стрессового задания и контрольного задания без стресса. Исследователи проверяли физическую реакцию детей на стресс по концентрации гормона стресса кортизола в их слюне.
"Мы хотели определить, делает ли физическая активность детей более устойчивыми к стрессу в лабораторных условиях, - поясняет руководитель проекта Себастьян Лудыга. Результаты показали, что участники, которые занимались физическими упражнениями более часа в день, как рекомендует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), действительно вырабатывали меньше кортизола в стрессовой задаче, чем дети, которые были менее активны.
"Похоже, что у регулярно занимающихся спортом детей физиологическая реакция на стресс в целом снижена, - отмечает Мануэль Ханке, ведущий автор исследования. Даже в контрольной задаче, которая включала незнакомую ситуацию, что делало ее несколько тревожной для участников, наблюдалась разница в уровне кортизола между более и менее активными детьми - хотя общий уровень кортизола был ниже, чем в стрессовой задаче.
Одно из возможных объяснений этого вывода может заключаться в том, что уровень кортизола повышается и во время физических упражнений, говорит Себастьян Лудыга. "Когда дети регулярно бегают, плавают, лазают и т.д., мозг учится ассоциировать повышение уровня кортизола с чем-то положительным. Реакция организма всегда имеет и когнитивный компонент: эта положительная ассоциация помогает предотвратить повышение концентрации кортизола до слишком высокого уровня и в ситуации экзамена".
Помимо анализа образцов слюны, исследователи также изучили когнитивные реакции на стрессовую задачу, записав мозговые волны участников с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Эти данные группа планирует проанализировать в дальнейшем. "Стресс может мешать мышлению. Некоторые из нас знакомы с этим в самой крайней форме - отключением сознания", - поясняет Ханке. Теперь команда намерена выяснить, влияет ли физическая активность на эти когнитивные последствия стресса.
University of Basel, Пер.: PSYCHOL-OK.RU