Повреждение печени в результате старения может быть обратимым

Хотя печень - один из самых выносливых органов организма, она все же уязвима перед последствиями стресса и старения, что приводит к болезням, серьезным рубцам и отказу в работе органа. Исследовательская группа Duke Health, возможно, нашла способ повернуть время вспять и восстановить печень.

В ходе экспериментов с использованием мышей и тканей печени человека исследователи определили, как процесс старения приводит к отмиранию определенных клеток печени. Затем они смогли обратить этот процесс у животных с помощью исследуемого препарата.

Результаты работы, опубликованные в журнале Nature Aging, открывают большие перспективы для миллионов людей, имеющих ту или иную степень поражения печени - печени, которая по сути является старой из-за метаболического стресса, вызванного высоким уровнем холестерина, ожирением, диабетом или другими факторами.

“Наше исследование демонстрирует, что старение, по крайней мере, частично обратимо”, - говорит старший автор работы Анна Мэй Дил, M.D., заслуженный профессор медицины Флоренс МакАлистер в Медицинской школе Университета Дьюка. “Вы никогда не будете слишком стары, чтобы стать лучше”.

Дил и ее коллеги задались целью понять, как неалкогольная болезнь печени перерастает в тяжелое состояние, называемое циррозом, при котором рубцевание может привести к отказу органа. Старение является ключевым фактором риска развития цирроза среди тех, у кого диагностирована неалкогольная болезнь печени, известная как метаболическая дисфункция-ассоциированная стеатотическая болезнь печени, или MASLD. Это заболевание встречается у каждого третьего взрослого человека в мире.

Изучая печень мышей, исследователи выявили генетическую особенность, характерную для старой печени. По сравнению с молодой печенью, в старых органах было много генов, которые активировались и вызывали дегенерацию гепатоцитов - основных функционирующих клеток печени.

“Мы обнаружили, что старение способствует программируемой клеточной смерти в гепатоцитах, называемой ферроптозом, которая зависит от железа. Метаболические стрессоры усиливают эту программу гибели, увеличивая повреждения печени”, - говорит Дил.

Вооружившись генетической характеристикой старой печени, исследователи проанализировали ткани печени человека и обнаружили, что печень людей с диагнозом ожирения и MASLD несет эту характеристику, и чем тяжелее было их заболевание, тем сильнее был сигнал.

Важно отметить, что в печени людей с MASLD были активированы ключевые гены, способствующие гибели клеток через ферроптоз. Это дало исследователям определенную цель. “Есть вещи, которые мы можем использовать для блокировки этого процесса”, - говорит Дил.

Снова обратившись к мышам, исследователи кормили молодых и старых мышей в рамках таких диет, которые вызывали у них развитие MASLD. Затем половине животных давали плацебо, а другой половине - препарат под названием ферростатин-1, который ингибирует путь клеточной смерти.

При анализе после лечения печень животных, получавших ферростатин-1, биологически выглядела как молодая, здоровая печень - даже у старых животных, которых держали на диете, вызывающей болезнь.

“Это вселяет в нас надежду. Это как если бы у нас были старые мыши, которые ели гамбургеры и картошку фри, а мы сделали их печени такими же, как у молодых подростков, которые едят гамбургеры и картошку фри”.

По словам Дил, команда также изучила, как процесс ферроптоза в печени влияет на функции других органов, которые часто повреждаются по мере прогрессирования MASLD. Генетическая подпись смогла отличить больное сердце, почки и поджелудочную железу от здоровых, что указывает на то, что поврежденная печень усиливает ферроптоз в других тканях.

“Мы показали, что старение усугубляет неалкогольную болезнь печени, создавая ферроптический стресс, и, уменьшив это воздействие, мы можем обратить повреждение вспять”.

Медицинский центр Университета Дьюка, Пер.:

Преимущества вызова платной скорой помощи

Дополнительным преимуществом вызова платной скорой помощи является более высокий уровень сервиса и комфорта. Врачи и санитары платных скорых бригад обычно имеют более современное оборудование и больше опыта в оказании медицинской помощи в экстренных ситуациях.

Кратковременное одиночество и связанные с ним проблемы физического здоровья

Одиночество может быть вредно для нашего здоровья, говорится в новом исследовании, направленном на понимание тонкостей одиночества и того, как вариации ежедневного чувства одиночества влияют на краткосрочное и долгосрочное благополучие.