Сердечно-сосудистые заболевания остаются одной из главных причин болезней и смерти во всем мире. Врачи и исследователи уделяют им особое внимание, поскольку они в большей степени поддаются модификации и профилактике, чем многие другие заболевания и причины смерти. Однако важно отметить, что модификация и профилактика зависят от раннего выявления и уменьшения факторов риска, таких как гипертония и высокий уровень холестерина. К сожалению, выявление и смягчение факторов риска неэффективны среди населения США: По оценкам экспертов, до 75% молодых взрослых, имеющих такие факторы риска, как гипертония и высокий уровень холестерина, не знают о своем состоянии.
Недавнее исследование, проведенное под руководством ученых из Чикагского университета, показало, что мальчики и мужчины, которые ведут себя в соответствии со стереотипными гендерными нормами в своем социальном окружении, реже сообщают о диагностике или лечении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний. Их выводы основываются на существующих исследованиях, показывающих, что социально-культурное давление, направленное на реализацию мужской гендерной идентичности, связано с пагубным поведением, связанным со здоровьем, таким как употребление психоактивных веществ и отказ от медицинских методов лечения и рекомендаций.
“Хорошо известно, что мужской пол и мужские половые признаки связаны с более низким уровнем обращения за помощью при различных заболеваниях - особенно при психических расстройствах и первичной медицинской помощи. Однако предыдущие исследования не позволили глубже изучить социальные процессы, посредством которых мужской пол формируется в результате взаимодействия между человеком и его окружением. В новой работе мы использовали инновационные методы измерения, чтобы изучить формирование мужского пола и то, как это связано с профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний”, - говорит Натаниэль Глассер, MD, терапевт и педиатр из Медицинского центра Университета Чикаго и ведущий автор статьи.
Глассер и его коллеги проанализировали данные Add Health - общенационального репрезентативного лонгитюдного исследования, в ходе которого были собраны данные о состоянии здоровья и ответы на опросы более 12300 человек в разных точках в течение 24 лет (1994-2018). Они количественно оценили выраженность мужественности у участников Add Health, определив подмножество вопросов, на которые мужчины и женщины ответили по-разному, а затем измерили, насколько ответы мужчин на эти вопросы совпадали с ответами их сверстников того же пола. “Когда мы говорим о гендерной экспрессии, мы не рассматриваем ничего физиологического, на что могла бы повлиять Y-хромосома. Мы сосредоточены исключительно на самоотчетном поведении, предпочтениях и убеждениях, а также на том, насколько близко это сообщаемое поведение и отношение таковым у сверстников того же пола”, - отмечает Глассер.
Сфокусировавшись на сердечно-сосудистых заболеваниях, исследователи сравнили биологические измерения Add Health с ответами на опросы о здоровье, чтобы выяснить, сообщали ли мужчины с выявленными факторами риска, такими как высокое кровяное давление, о получении диагноза или лечении этих состояний. Они обнаружили, что мужчины, демонстрирующие более стереотипное гендерное выражение, значительно реже сообщали, что медицинский работник когда-либо рассказывал им о некоторых факторах риска сердечно-сосудистых заболеваний. Даже если эти мужчины сообщали о том, что им ранее был поставлен диагноз, они все равно реже сообщали, что принимают лекарства для лечения этих состояний.
Факторы риска, изученные в исследовании, - это все состояния, которые обычно выявляются в ходе скрининга, являющегося частью базовой первичной медицинской помощи. Неясно, свидетельствует ли снижение количества сообщений о диагностике и лечении среди людей с более выраженным мужским гендером о том, что мужчины не проходят скрининг; что они не обращают внимания на свои диагнозы, даже если проходят скрининг; или что они просто преуменьшают свои диагнозы, когда их об этом спрашивают. Какова бы ни была причина, полученные данные свидетельствуют об упущенной возможности предотвратить или облегчить серьезные сердечно-сосудистые заболевания на более поздних этапах жизни. “Наша гипотеза заключается в том, что социальное давление приводит к поведенческим различиям, которые влияют на усилия по снижению сердечно-сосудистого риска, что вызывает беспокойство, поскольку может привести к ухудшению долгосрочных показателей здоровья”, - говорит Глассер.
В конечном счете, авторы видят, что последствия этого исследования выходят далеко за рамки темы традиционной мужественности. “Мы видим, как давление, оказываемое на нас с целью передать идентичность - будь то гендерные, расовые, сексуальные или иные корни - влияет на поведение в отношении здоровья. Вписаться в общество и добиться принадлежности - сложная задача, и мы уверены, что увеличение сочувствия, сопереживания и терпения со стороны общества к другим людям, решающим эту задачу, будет полезно для здоровья”.
Медицинский центр Чикагского университета. Пер.: PSYCHOL-OK.RU