Пробуждение не приводит к увеличению выброса гормона стресса кортизола. Однако за несколько часов до пробуждения уровень кортизола повышается, поскольку организм готовится к следующему дню, показало новое исследование, проведенное Бристольским университетом. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.
В течение многих лет было общепризнано, что пробуждение приводит к стимулирующему выбросу гормона кортизола - явление, называемое “реакцией пробуждения кортизолом” (CAR). Этот ответ использовался для изучения многих клинических состояний, включая посттравматическое стрессовое расстройство, депрессию, ожирение и синдром хронической усталости.
Основным ограничением исследований с использованием реакцией пробуждения кортизолом является то, что протоколы обычно оценивают только образцы, полученные после пробуждения, а не в период до этого, поскольку измерения проводятся в слюне. Следовательно, эти исследования не могут доказать изменение скорости секреции кортизола в период пробуждения. Чтобы решить важнейший вопрос о том, действительно ли скорость выделения кортизола увеличивается после пробуждения, команда исследователей использовала автоматизированную систему отбора проб для измерения уровня кортизола в тканях до и после пробуждения у 201 здорового мужчины и женщины в возрасте от 18 до 68 лет.
Исследователи обнаружили, что пробуждение не приводит к увеличению выброса кортизола, и нет никаких доказательств изменения скорости повышения уровня кортизола в течение часа после пробуждения по сравнению с часом до пробуждения. Это говорит о том, что любые изменения в уровне кортизола сразу после пробуждения, скорее всего, являются хвостовой частью суточного ритма кортизола, который начинает расти рано утром и достигает пика вскоре после привычного времени пробуждения.
Важно отметить, что в исследовании также наблюдалась значительная межиндивидуальная вариабельность абсолютной концентрации и скорости ее изменения, а также различия в динамике, которые могут быть связаны с продолжительностью и временем сна. Исходя из этих данных, исследователи считают необходимым с осторожностью подходить к интерпретации результатов измерения кортизола, полученных только в течение часа после пробуждения.
Полученные данные свидетельствуют о том, что основная причина любых изменений кортизола в момент пробуждения связана преимущественно с эндогенным циркадным ритмом кортизола. Кроме того, полученные результаты позволяют предположить, что если кортизол и связан с пробуждением, то только с факторами, которые способствуют началу пробуждения, а не являются реакцией на него.
Циркадные ритмы, естественные 24-часовые циклы физиологических и поведенческих паттернов, являются чрезвычайно важной адаптацией к жизни на нашей планете с ее суточными колебаниями света и темноты и температуры. Нарушения этих ритмов способствуют развитию многих психологических, метаболических, сердечно-сосудистых и иммунологических заболеваний. Понимание роли ритмов кортизола во многих из этих состояний будет очень важно для понимания исследователями этих расстройств и их возможного лечения.
“Наше исследование открывает совершенно новые рамки для понимания взаимосвязи ночного повышения уровня кортизола со сном и того, как это может нарушаться при расстройствах сна, депрессии и многих других заболеваниях”, - сказал Стаффорд Лайтман, профессор медицины Бристольской медицинской школы: Translational Health Sciences (THS) и один из ведущих авторов исследования.
Исследовательская группа считает, что в будущих исследованиях механизмов пробуждения от сна как ночью, так и утром следует внимательно изучать динамические изменения в деятельности гипоталамо-гипофизарной оси - системы в организме, регулирующей реакцию на стресс и выброс кортизола - в дополнение ко сну и поведению.
Университет Бристоля. Пер.: PSYCHOL-OK.RU