Психологические идеи эпохи Возрождения
Искателем новых путей в науке, предтечей эпохи Возрождения был Роджер
Бэкон (1214— 1292). В спорах со схоластами он провозгласил значение опытов
и наблюдения в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать
тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое,
особый род вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать
то, чего не может открыть чувственное восприятие. У Бэкона дается большой
материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет
из общих законов распространения, преломления и отражения света. Естественно-научное
направление, развиваемое Роджером Бэконом и некоторыми другими учеными,
было важной линией развития материалистических идей средневековой философии.
В XIV в. в Италии начинается новая эпоха
— эпоха Возрождения, ознаменовавшая в дальнейшем великий расцвет цивилизации
во всей Европе. При переходе средневекового феодального общества в новую
фазу его развития, для которой характерно появление элементов новых для
того времени отношений — раннекапиталистических, вновь проявилось влияние
Античности. К XIV в. относится деятельность величайших гуманистов — А.
Данте (1265 - 1321), Ф. Петрарки (1304 - 1374), Д. Боккаччо (1313 — 1375).
Большой интерес к человеку, к его переживаниям и проблемам существования
отличает все их произведения. По словам историка культуры Я. Буркхардта
(1818 — 1897), в эту эпоху происходит «открытие человека». Колюччо Салютати
(1331 — 1406) и Леонардо Бруни (1369 — 1444), последователи Петрарки,
пустили в ход слово humanitas (человечность) как свойство человека, которое
определяет его человеческое достоинство и влечет к знанию.
В их совершенных творениях искусство
еще не освобождается от религиозного содержания: мирское и церковное
сливаются в единство. По существу, это поэтическое изображение идей.
Данте в «Божественной комедии», Боккаччо в новеллах, Петрарка в сонетах
и канцонах обрушиваются с сокрушительной критикой на алхимию, астрологию,
магию, мистику и аскетизм. Важнейшее изобретение XV в.— книгопечатание
(1436 г., И. Гутенберг, Германия) — сделало реальной выполнение гуманизмом
своей просветительской задачи. Гуманисты занимаются изданием классической
античной литературы. Гуманизм стал важнейшим явлением духовной жизни
западноевропейских стран, в том числе в Нидерландах и Германии. Выдающимся
гуманистом был Эразм, родившийся в Роттердаме, и потому известный как
Эразм Роттердамский (1469 — 1536). Автор известной сатиры «Похвала глупости»
в своих философских произведениях изложил систему правил по укреплению
духа. Недостаточно одного только желания освободиться от того или иного
порока. «...Следует постоянно и всегда помнить, что человеческая жизнь
...не что иное, как непрерывная борьба ...с великой армией пороков...».
В борьбе с ними дух должен быть вооружен. Есть два вида оружия: молитва
и знание, прежде всего Священного Писания и мудрости древних. Чем богаче
эти орудия, тем более человек вооружен. «Начало... мудрости в познании
самого себя». Оружием человека — христианского воина, по терминологии
Эразма, являются средства, направленные на овладение собственными движениями
души. Эти мысли перекликаются с идеями Л.С. Выготского об опосредствованной
природе психических процессов человека.
В трудах деятелей эпохи Возрождения складывается гуманистическая концепция
человека. Ее основы заложил великий Данте. Воплощением высоких представлений
о человеке является образ Улисса (Одиссея) — смелого первооткрывателя,
героя, человека доблестного, умного. Его устами Данте провозгласил новый
взгляд на человека.
«О братья...
Тот малый срок, пока еще
не спят
Земные чувства — их остаток скудный
Отдайте постиженью новизны...
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены».
Свобода и личная ответственность, благородство, способность к подвигу,
к исполнению земного предназначения, которым является деятельность,—
важнейшие черты человека. В концепции гуманистов содержится новое понимание
соотношения божественного и природного начал: они должны находиться в
единстве. Человек — существо творческое. Его достоинство заключается
в возможности возвышаться над животным состоянием: истинно человеческое
в нем — от культуры. Гуманистический взгляд на человека порывает с аскетизмом,
провозглашает право человека на полноту физического и духовного бытия,
максимальное развитие лучших человеческих качеств.
Леонардо да Винчи (1452 — 1519) раскрыл
противоречивость человека. Человек — это великолепное орудие природы,
земной бог, но он и жесток и часто ничтожен в своих помыслах и поступках.
Новый аспект в понимании человека раскрывается
в творчестве выдающегося итальянского государственного деятеля и политического
философа Николо Макиавелли (1487 — 1527). Согласно Макиавелли, политическое
действие требует от человека прежде всего учета объективных обстоятельств,
воли, энергии и силы политика — доблести (virtu). Во имя достижения
поставленной цели политик не должен считаться с моральными и религиозными
оценками. Политика и мораль автономны. Моральные соображения подчинены
целям политики. Только государственный интерес, т. е. интерес национальный,
интерес отечества, движет поступками государственного деятеля. Итогом
этих рассуждений стал вывод: цель оправдывает средства. В современной
психологии существует понятие «макиавеллизм». Им обозначается склонность
человека манипулировать другими людьми. Разработана методика выявления
макиавеллизма как характеристики личности.
Глубокий психологический анализ человека
содержится в произведении французского философа М. Монтеня (1533 — 1592)
«Опыты». Большое внимание уделяется самопознанию. Человек, по Монтеню,
не центр вселенной, а ее часть. «Когда я играю с кошкой, кто знает, не
забавляется ли скорее она со мною, нежели я ею?» — вопрошает он. Скептицизм
Монтеня, его мысли о достоинствах простого человека, критика нравов и
лицемерия высшего света получили продолжение в науке Нового времени.
Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественно-научного
направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия,
свободная от непосредственного подчинения религии (Дж. Бруно, Б. Телезио,
П. Помпонацци). В этот период наука рождается не в стенах университетов,
а в мастерских художников, скульптуров, граверов, архитекторов, которые
были также инженерами, математиками, техниками. Эти мастерские стали
настоящими экспериментальными лабораториями. Здесь соединялись теоретическая
работа и опыт. Именно деятельность художников положила начало новым проблемам
механики, оптики, анатомии и других наук. В условиях социальных требований
к художникам того времени они должны были знать все эти отрасли искусства,
должны иметь знания по сооружению больших конструкций. Для осуществления
задачи реалистического изображения было необходимо установление правил
перспективы и колорита в живописи. Возникла необходимость в научном объяснении,
а не только в наблюдательности, опытности и одаренности, в привлечении
на помощь искусству оптики и механики, математики, анатомии. Эта необходимость
отыскания правил для художника перерастает в работу по открытию законов
природы.
XVI в. — время великих открытий в области
механики, астрономии, математики. Н. Коперник (1473 — 1543), И. Кеплер
(1571 - 1630), Дж. Бруно (1548 - 1600), Г. Галилей (1564 — 1642) стоят
у истоков классической науки Нового времени. Их значение состоит в том,
что они доказали: необходимо анализировать действительные явления, процессы
и вскрывать законы, руководствуясь предположением, что природа повинуется
самым простым правилам. Необходимо изгнать анимистические представления
из понятий о движении и силе. Начинается систематическая работа теоретического
научного мышления. Великие географические открытия XV — XVI вв. (открытие
Америки Х. Колумбом, первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана и
др.) расширяли представления о мире, утверждали примат опытного знания
над книжным.
Постепенно складывается новая научная
методология. Средневековая методология имела преимущественно дедуктивно-силлогистический
характер: она была приспособлена лишь к отысканию внутренних взаимоотношений
между готовыми положениями и аргументами и не могла служить для отыскания
новых истин, не вытекавших из старых авторитетов (Священного Писания,
творений отцов церкви, трудов Аристотеля и др.). Гениальные замечания
Леонардо да Винчи, тщетные попытки создать новую методологию трагически
погибшего в Варфоломеевскую ночь Петра Рамуса (1515 — 1572), позже Кеплер
и Галилей протрубили миру о новой методологии. Вместе с Ф. Бэконом прояснялись
некоторые стороны нового научного метода. Период, охватывающий XVI и
XVII вв. (со времени публикации «Об обращении небесных сфер» Коперника
— 1543, и до выхода в свет «Математических начал натуральной философии»
Ньютона — 1687), означал решающий поворотный этап в мышлении западной
цивилизации, подорвавший авторитет средневековой науки. Он вошел в историю
под названием «научной революции». В то же время выдающийся историк естествознания
П. Дюгем в начале XX в. «открыл» средневековых предшественников галилеевской
физики. Это наводит на мысль, что рождение современной науки произошло
в XIII в. Исследователь склоняется к идее непрерывности перехода от схоластического
мышления Средних веков к науке XVII в.
Из всех областей естественно-научного
направления в связи с их значением для психологии следует особо отметить
развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. Т.
Парацельс (1493 — 1541) выступил с новой теорией о природе человеческого
организма, причинах и методах лечения болезней. В анатомии Андрей Везалий
(1514 — 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого
тела» (1543). Книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много
ошибок, ибо он судил о строении тела человека на основании данных, которые
черпал при анатомировании обезьян и собак. Непрерывно росло число вновь
открываемых частей тела. Итальянские современники Везалия — Г. Фаллопий,
Б. Евстахий, И. Фабриций из Аквапенденте и др. — делают ряд открытий,
которые навсегда вошли в анатомию под их именами.
Важное значение имели работы врача и
мыслителя Мигеля Сервета (1509/1511 — 1553), его идеи о малом круге кровообращения
(1553). Новая эпоха в анатомии, физиологии и эмбриологии началась работами
М. Мальпиги (1628 — 1694) и исследованиями по экспериментальной физиологии.
В. Гарвей в 1628 г. решил проблему кровообращения.
Так постепенно складывалось познание путем опыта, которое приходило
на смену догмам и схоластике.
Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология»
(1590). До этого Филипп Меланхтон (1497 — 1560) — немецкий гуманист,
друг Лютера, воспитанный под влиянием Эразма, в своем «Комментарии о
душе» отвел ей почетное место. Он почитался авторитетом в области преподавания
психологии и господствовал в некоторых немецких университетах до середины
XVIII в. Испанский гуманист, друг Эразма Роттердамского Хуан Луис Вивес
(1492 — 1542) в книге «О душе и жизни» (1538) утверждал: главный вопрос
не в том, что такое душа, а в том, каковы ее проявления и их связь. Это
указывает на возросший интерес к психологическим вопросам и позволяет
понять успехи психологического анализа в XVII в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта.
При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги «История психологии. От Античности до наших дней». А. Н. Ждан