Психология Бенедикта Спинозы
Бенедикт Спиноза (1632— 1677) – голландский филосов-материалист. По
оценке Гегеля, он снял дуализм, имеющийся в философии Декарта. Главное
сочинение Бенедикта Спинозы — «Этика». Название отражает этическую направленность
книги. Основная цель сочинения — помочь человеку выработать линию индивидуального
поведения, открыть путь к свободной жизни. Эту задачу Спиноза стремился
решить философски обоснованным путем. Книга изложена геометрическим способом,
в виде лемм, теорем и др. Все начинается с понятия «субстанция». Здесь
же начинается расхождение во взглядах Спинозы и Декарта. В отличие от
Декарта, Спиноза разработал монистическое учение. Есть одна субстанция.
Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется
само через себя. Она в самой себе содержит необходимость существования.
«Существование субстанции и ее сущность — это одно и то же». Все отдельные
конечные вещи характеризуются расхождением между сущностью и существованием.
Спиноза различает сущность и существование. Сущность — это характеристика
вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование —
это есть она или нет. О каждой отдельной вещи можно сказать, что ее бытие
случайно; в своем существовании она всецело детерминирована извне. Субстанция
в отличие от конечных вещей, содержит в себе существование, т. е. ей
свойственно существовать. Из того, что сущностью субстанции является
существование, Спиноза заключает о многих ее свойствах. В отличие от
отдельных вещей, она ничем не производится, она не сотворена, существует
в силу самой себя, а не в силу другого какого-нибудь существа, она вечна,
бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей. В ней
нет целей, она действует только по необходимости, т. е. в соответствии
с объективными закономерностями. Каждое из этих положений доказывается
в теоремах. Субстанцию Спиноза называл Богом или природой: природа отождествляется
с Богом в том смысле, что является абсолютно самостоятельной и ничем
не обусловленной, не сотворенной и вечной. Природа должна быть объяснена
из себя самой. Понятие «субстанция» у Спинозы выступает как выражающее
бытие вне нас существующей природы. Для бога в обычном смысле этого слова
в системе Спинозы не остается места. Если Декарт объясняет существование
материи актом божественного творчества, Спиноза утверждает, что природа
не нуждается в первоначальной причине. Это материализм.
Из бесконечной полноты природы логически должно проистекать бесконечное
количество ее атрибутов (свойств), каждый из которых выражает некоторую
сущность субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута — протяжение
и мышление: «...субстанция мыслящая и субстанция протяженная составляют
одну и ту же субстанцию, понимаемую в одном случае под одним атрибутом,
в другом — под другим».
Каждая вещь как единичное проявление, частичка субстанции (ее модус)
также имеет два атрибута: протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения
мы видим вещь как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой
вещи, ее духовная сторона, душа вещи. Поэтому они строго соответствуют
друг другу. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».
Из сказанного, отмечает Спиноза, становится понятно не только то, что
человеческая душа соединяется с телом, но также и то, что должно понимать
под единством тела и души. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум
(мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления,
в другом — протяжения. Поэтому порядок и связь состояний тела, происходящих
под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком
порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей в виде
представлений, ощущений, воли и других психических процессов.
Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта, человеческое
мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута
всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга
(как у Декарта), а соответствуют друг другу и в этом соответствии неотделимы
друг от друга и от субстанции.
Оба атрибута действуют совместно в каждом явлении согласно вечной необходимости,
которая есть причинная связь в природе. Поэтому порядок и связь идей
таковы же, как порядок и связь вещей.
У Спинозы есть указания на разную степень совершенства животных и человека.
Из этого следует, что мышление как атрибут субстанции нельзя представлять
по образцу и подобию человеческого мышления. Человеческое мышление —
это частный случай мышления как атрибута субстанции. В природе существуют
разные формы мышления. Степень совершенства мышления Спиноза связывает
с большей или меньшей способностью тела к действию: мышление выступает
функцией действия тела в мире вещей. Такая трактовка начисто отвергает
параллелистическое толкование учения Спинозы, ибо мышление объясняется
не из структурно-анатомической организации, а связывается с формой действия
в мире внешних тел. Это — высшее материалистическое решение проблемы
духа и материи и представляет выход из тупика дуализма. «За гипотезой
Спинозы,— писал Л. С. Выготский,— стояла вся физика Галилея: в ней заговорил
переведенный на философский язык весь принципиально обобщенный опыт естествознания,
впервые познавший единство и закономерность мира». Система Спинозы —
материалистический монизм. Субстанция протяженная и она же может мыслить.
Нет особой духовной субстанции. Однако проблему соотношения материи и
мышления Спиноза не мог разрешить до конца. Единство материи и мышления
мыслится вечным. В связи с этим возникают трудности с ответом на ряд
вопросов: всякое ли проявление субстанции имеет душу, какова функция
(необходимость) психики и др.
На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов.
Различаются четыре способа приобретения познания: понаслышке либо по
какому-нибудь другому произвольному признаку; от беспорядочного жизненного
опыта; путем заключения от общего положения к частному случаю, по следствию
— о причине и т. п.; непосредственное восприятие сущности вещи через
познание ее ближайшей причины. В «Этике» эти способы познания объединяются
в три рода познания. Первые два способа образуют познание первого рода.
Это мнение и воображение; существуют в форме образа. Это смутное неадекватное
познание: во всех этих случаях душа воспринимает внешние тела через состояния
собственного тела, так что в образах смешано то, что идет от вещей, и
то, что — от своего тела. Продуктом познания первого рода являются абстрактные,
т. е. неполные, понятия отдельных вещей (например, понятие человека,
лошади, собаки и т. п.). Познание второго рода — разум дает общие идеи
о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук. Их
недостатком является отрыв от конкретных индивидуальных особенностей
объектов, которые они обозначают. Познание третьего рода — интуитивное
познание. Дает знание сущности вещей во всем многообразии причинно-следственных
связей, при котором существенное и индивидуальное выступают в их подлинном
единстве в форме конкретных идей. Так Спиноза намечает движение познания
от абстрактного к конкретному, развитое позже в диалектическом материализме.
На основе монизма в учении о субстанции и учении о познании дается анализ
аффектов. По оценке Л. С. Выготского: «Именно Спиноза боролся за естественное
детерминистическое материалистическое причинное объяснение человеческих
страстей. Именно он явился тем мыслителем, который впервые философски
обосновал самую возможность объяснительной психологии человека как науки
в истинном смысле этого слова и начертал пути ее дальнейшего развития».
Учение об аффектах включает вопросы: о происхождении и природе аффектов
(определение, классификация), о человеческом рабстве или о силе аффектов
(оценка); о могуществе разума или о человеческой свободе (о борьбе с
аффектами). Спиноза рассматривает аффекты как естественные проявления
природы. «...Из природы человеческого тела необходимо следуют аффекты;
из природы человеческого духа следуют идеи этих аффектов; поэтому из
существа человеческой природы необходимо следуют аффекты». Взятые под
атрибутом протяжения аффекты — это состояния тела, в которых вследствие
воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная
возможность этого тела существовать и действовать. Рассматриваемые под
атрибутом мышления аффекты — это ложная, внушенная окружающими вещами
идея, в которой утверждается большая или меньшая, чем на самом деле,
способность тела существовать и действовать. Впоследствии это положение
Спинозы о динамогенном влиянии эмоций получило экспериментальное подтверждение.
Спиноза выделяет три основные аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие.
Подчеркиваются их различия в зависимости от объектов, со стороны которых
человек подвергается воздействиям. Из первичных аффектов образуется все
многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего
представления о предмете, через сопереживание, по ассоциации.
Аффекты разных людей имеют индивидуальные черты и отличаются настолько,
насколько сущность одного человека отличается от сущности другого. Большое
место занимает проблема оценки аффекта. Спиноза не согласен со стоиками
в том, что аффекты абсолютно зависят от человеческой воли и можно безгранично
управлять ими. Опыт учит, что для ограничения и обуздания аффектов требуются
немалый навык и старание. В связи с этим отмечается сила, власть аффектов
над людьми. Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей
силе и ценности аффекты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу,—
удовольствие, веселость и т. п.— они увеличивают способности тела. Есть
аффекты, приносящие вред,— сострадание, ненависть и т. п.— они угнетают
человека. Но независимо от этого различия все аффекты вводят человека
в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. «Человеческое бессилие
в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный
аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом
в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден
следовать худшему». По мысли Спинозы, человеческое рабство не в могуществе
страстей, а в том, что их могущество сильнее, чем сила познания. Так
как аффекты препятствуют жизни согласно разуму, от них необходимо освобождаться,
как необходимо освобождаться от всякого рабства. Поскольку невозможно
приспособить к себе внешние нам вещи — все они не зависят от нас, только
познание определяет наше могущество. С его помощью раскрывается истинная
природа вещей. Но одного познания недостаточно. Из укрощения аффектов,
замечает Спиноза, не возникает блаженства. При познании высшего рода,
т. е. второго и третьего рода, возникает новый особый аффект — высшее
удовлетворение — блаженство, интеллектуальная любовь к миру. Возникновение
этого аффекта и составляет условие обуздания страстей. Так утверждается
мысль о необходимости единства аффекта и интеллекта, в противоположность
отрицательной оценке роли чувств в познании, которой придерживался до
него Ф. Бэкон.
Таким образом, свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам,
как обычно думают, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости.
Свобода противопоставляется не необходимости, а принуждению. Свобода
как идеал человеческой жизни есть плод познания. Спиноза заканчивает
«Этику» словами: «Если же путь, который я показал ... и кажется трудным,
однако все же его можно найти». В понимании Спинозой свободы проявляются
рационализм и созерцательность.
Психология Спинозы — новый, важный шаг в становлении проблемы сознания
как объекта психологического изучения. Вместе с психологией Декарта они
составляют рациональную линию в трактовке сознания.
Спинозистская теория страстей проникла в «живую ткань современного научного
знания». Она повлияла на разработку учения о человеке Э.
Фромма, на формирование
теоретической позиции С. Л. Рубинштейна. «Моя теоретическая позиция —
Спиноза и Маркс: Спиноза — преобразованный стоический идеал свободы как
владения своими аффектами ...Прекрасен, с одной стороны, сам облик Спинозы...
и с другой — его стиль — сверху тонкий покров льдинок — теорем, схем,
а под ним кипение страстей, и далее его мораль — не внешняя, а выработанная
в самой жизни».
Рационализм Декарта и Спинозы заложил фундамент учения о сознании. Пути
его дальнейшей разработки определялись новыми задачами в связи с развитием
опытного естествознания.
При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги «История психологии. От Античности до наших дней». А. Н. Ждан