Карен Хорни
Карен Хорни (1885 — 1952) принадлежит к плеяде выдающихся деятелей мирового
психоанализа и, наряду с Хелен Дейч, является общепризнанным основателем
науки о женской психологии.
Карен Хорни родилась в Гамбурге в протестантской семье. Ее отец, Берндт
Даниэльсен, был капитаном норвежского флота и глубоко религиозным человеком.
Мать Карен — Клотильда Ронзелен, датчанка по происхождению, наоборот,
отличалась свободомыслием, которое, безусловно, унаследовала дочь. В
юности Карен случалось сопровождать отца в долгих морских походах, где
она приобрела страсть к путешествиям и дальним странам.
Ее решение заняться медициной — не совсем обычный выбор для женщины
начала двадцатого века — было принято под влиянием матери. Окончив Берлинский
университет (1913) лучшей студенткой в группе, Хорни специализируется
в области психиатрии и психоанализа.
В двадцать четыре года она вышла замуж за берлинского юриста Оскара
Хорни. Прожив с мужем двадцать восемь лет и воспитав трех дочерей, в
1937 году из-за различия интересов Карен разводится с мужем, и с этого
времени полностью посвящает себя психоаналитическому движению.
Безусловно талантливый врач и исследователь, Хорни стала доктором медицины
в двадцать восемь лет, а к тридцати была уже одним из признанных преподавателей
только что открывшегося Берлинского Института Психоанализа. Уже одна
из первых ее статей «О происхождении комплекса кастрации у женщин» принесла
ей европейскую известность.
Персональный анализ Карен
Хорни прошла у Ханса Сакса — одного из ближайших
сподвижников 3игмунда Фрейда и основателя первого Психоаналитического
Комитета (1913), а квалификацию обучающего аналитика она получила у Карла
Абрахама, которого 3игмунд
Фрейд считал своим способнейшим учеником.
Обучение у таких верных последователей Фрейда, казалось бы, должно было
способствовать безусловной приверженности идеям классического психоанализа.
Однако Хорни, практически с первых ее работ, начинает активно полемизировать
с создателем психоаналитической теории, и, нельзя не признать, что в
ряде случаев эта полемика была достаточно продуктивной.
Причина этой неожиданной «конфронтации» яснее всего раскрывается самой
Хорни. В 1926 году в работе «Уход от женственности» она писала: «Психоанализ
— творение мужского гения, и почти все, кто развивал его идеи, тоже были
мужчинами. Естественно и закономерно, что они были ориентированы на изучение
сущности мужской психологии и понимали больше в развитии мужчины, чем
женщины». С этим упреком трудно не согласиться, также как и с тем, что
лишь дифференцированный подход к мужской и женской психологии открывает
путь к разработке философии целостной личности. Холизм или «философия
целостности», где объединяются объективное и субъективное, материальное
и идеальное — составлял основу всех концептуальных подходов Хорни.
Значительную роль в жизни Карен Хорни сыграл Франц Александер, который,
декларировав свой отход от психоанализа и покинув из-за этого Берлин,
на самом деле талантливо имплицировал аналитические подходы в американскую
социальную психологию. Во многом сходным путем шла к созданию науки о
женской психологии Карен Хорни.
Именно Франц Александер в 1932 году пригласил Карен
Хорни в Чикаго в
качестве заместителя директора Чикагского Психоаналитического Института.
Это был уже второй психоаналитический институт в США. Первый был открыт
в 1930 году в Нью-Йорке. Для руководства им был приглашен из Берлина
доктор Шандор Радо (1890—1972), который принес с собой дух ортодоксальности
и традиций, существовавший в Берлинском Институте Психоанализа.
Франц Александер придерживался более широких взглядов и во многом способствовал
преодолению изоляции психоанализа и приходу его в университеты и колледжи
США.
Проработав вместе около двух лет, Александер и Хорни признали, что их
дальнейшее сотрудничество невозможно, так как у каждого был свой собственный
путь. Карен Хорни уезжает в Нью-Йорк, где в 1941 году организует Американский
Институт Психоанализа, а позднее становится редактором-основателем «Американского
Психоаналитического Журнала». Ей принадлежат десятки исследований, статей
и книг, среди которых наиболее известны «Невротическая личность нашего
времени» и «Женская психология».
* * *
Мысль Карен Хорни о том, что характер
невроза зависит в первую очередь от социальных факторов, от культурных
ценностей, оказалась весьма продуктивной. В результате внутри фрейдизма
произошли существенные изменения. Так, оказались отвергнутыми теория
сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты по существу «социологизировали»
психологию.
Американская исследовательница пишет о стремлении к власти. Здесь она
явно находится под влиянием А. Адлера. Последний считал, что в основе
человеческой деятельности лежит стремление к личному превосходству. Эта
идея-цель, хотя лишь смутно осознается индивидом, становится центром
формирования личности, обусловливая ее психику. Личность по своему формированию,
полагал Адлер, всегда социальна. Карен Хорни настаивает на том, что власть,
престиж и обладание — это аспекты одной проблемы. Нормальный человек,
по ее мнению, стремится выстроить разносторонние отношения с другими
людьми. Невротик, напротив, старается доминировать, завоевывать престиж
и добиваться благосостояния. Конечно, Карен Хорни уточняет свою мысль:
невротическое стремление к власти рождается из тревожности, ненависти
и чувства собственной неполноценности.
По мнению Карен Хорни, основу мотивации человека составляют две потребности:
потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Огромную роль
в формировании психики американская исследовательница придает феномену
страха.
Таким образом, К. Хорни пытается отвергнуть теорию сексуальности 3игмунда
Фрейда. Она полагает, что связь между ранними переживаниями и позднейшими
особенностями оказалась более сложной, чем предполагал Фрейд. Поэтому
важно заново искать те факторы окружающей среды, которые ответственны
за возникновение невротических конфликтов.
В разных работах Карен Хорни отмечала, что неврозы возникают не благодаря
Эдипову комплексу, а в результате нарушений в человеческих взаимоотношениях.
Поэты и философы всех времен знали, что жертвой психических расстройств
никогда не становится безмятежный, уравновешенный человек, но почти всегда
— человек, раздираемый внутренними конфликтами. Любой невроз есть невроз
определенного характера. И он рождается из чувства изолированности, беспомощности,
страха и враждебности.
Однако, устранив фрейдовскую концепцию психосексуального развития личности,
Хорни не сумела глубоко проанализировать феномен власти. Действительно,
какова внутренняя (интроспективная) «психологическая картина, мотивационная
основа бесчеловечного поведения самих властителей (правителей, иерархов,
«авторитетов»), которые, не теряя душевного комфорта, обрекают людей
на невзгоды и страдания? «Власть развращает человека, абсолютная власть
развращает абсолютно». Неужели любой человек, обретший власть, способен
на подобное «развращение»? Или только «избранные»? (Диденко Б. А. Хищная
власть. Зоопсихология сильных мира сего. М., 1997, с.З).
По мнению Карен Хорни, далеко не во всех культурах в качестве ценности
выступают власть, престиж или богатство. Власть — это способность и реальная
возможность правителей или народа оказывать радикальное и всеобъемлющее
влияние на деятельность, поведение, сознание и помыслы людей, распоряжаться
их судьбами. В самых примитивных обществах, где основными источниками
существования были охота или собирательство, власть осуществляло лицо,
которое по всеобщему признанию было компетентным в выполнении этой задачи.
То, какими качествами должен был обладать этот человек, в большей степени
зависело от конкретных обстоятельств. Как правило, эти качества включали
жизненный опыт, мудрость, великодушие, мастерство, «внешность», храбрость.
Во многих племенах не существовало постоянной власти. Она устанавливалась
только тогда, когда возникала необходимость в ней. Разные представители
власти осуществляли ее в различных сферах: ведения войны, отправления
религии, решения споров. Когда исчезали или ослабевали качества, на которые
опиралась данная власть, переставала существовать и власть.
Однако в современных условиях именно тяга к власти характеризует цивилизационный
уклад. Американский футуролог Э. Тоффлер, отмечая, что знание станет
паролем нового века, в то же время добавляет: именно знание будет обеспечивать
возможность властвовать. Власть меньше всего инициируется здоровыми потребностями.
Нормальное стремление к власти, считает Карен Хорни, рождается из силы.
Однако невротическая тяга к доминированию в наши дни также вытекает из
мощи, из стремления навязывать свою волю и свой диктат. Невротические
стремления к власти, престижу и обладанию служат не только защитой от
тревожности, неполноценности. Они позволяют сублимировать огромную энергию
агрессии и враждебности.
Невротик, имеющий тягу к власти, будет
стремиться к тому, чтобы жизнь легла под него. Он не станет приспосабливаться
к реальности, учитывать ее требования. Напротив, такой человек будет
оказывать сильнейшее сопротивление вызовам времени, установкам противника.
Носителю власти важно, чтобы мир откликнулся на его вожделения и признал
их законными. Вот почему в политике так часто обнаруживается близорукость,
упрямство, авторитарная воля.
В книге «Невротическая личность нашего времени» анализируется феномен
любви в трактовке Карен Хорни. Разумеется, ее в первую очередь интересуют
невротические формы этого чувства. Но прежде чем раскрывать причины болезненной
потребности в любви, Карен Хорни отмечает, что в идеале любовь щедра
и бескорыстна. Ведь мать любит своего ребенка просто потому, что он есть,
а не за его красоту, таланты или готовность быть ее опорой в старости.
Любовь — необыкновенный дар. Он позволяет выявлять специфически человеческое
в человеке.
Но каждый ли умеет любить? Не является ли это чувство врожденным, присущим
человеческой природе по определению? Карен Хорни и ее сторонники полагают,
что только внутри общества человек обретает это чудодейственное свойство.
Ведь человеком не рождаются, человеком становятся. Именно в семье младенец
получает опыт любви или опыт ненависти. В некоторых архаических обществах
существовали традиции, которые позволяли по достижении определенного
возраста обретать сексуальный опыт в конкретный день, когда отмечался
праздник зрелости. Однако эти обычаи не закрепились. Ведь любовь — сокровенное
чувство. Антропологи и историки утверждают, что индивидуальная любовь
— это продукт культурного развития.
Характер межличностных связей Карен Хорни сводит к трем формулам — «на
людей», «от людей», «против людей». Стратегия «на людей» характеризуется
зависимостью от других, нерешительностью и беспомощностью. В ее основе
лежит убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Стратегия «от людей»
выражается стремлением к уединенности, независимости, самодостаточности.
В ее основе лежит убеждение: «Если я отстранюсь, со мной будет все в
порядке». Стратегия «против людей» характеризуется стремлением к доминированию,
враждебности и манипуляции другими людьми. В ее основе лежит убеждение:
«У меня есть власть, никто меня не тронет».
Хорни не считала оправданным фокусировать исключительное внимание на
детстве, прибегая к некоторой односторонней зачарованности началом человеческой
жизни. Неврозы, считала она, порождаются не только отдельными переживаниями
человека, но и теми специфическими условиями, в которых мы живем. Она
развивала различные стратегии межличностных отношений, фиксируя внимание
на болезненных, невротических состояниях людей.
В книге «Самоанализ» (1942) исследовательский интерес Карен Хорни смещается
с описания механизмов формирования и проявления неврозов к проблеме личностного
развития и создания условий для все более полной самореализации человека.
Этот путь оказался созвучным новому направлению в психологии — гуманистической
психологии. Оно развивалось в полемике с бихевиоризмом и психоанализом,
разрабатывая собственную концепцию личности и ее становления. Наиболее
широко гуманистическая психология была представлена в США. Ее лидирующими
фигурами стали Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс.
Гуманистическая психология оказалась не только сводом теоретических
воззрений, но и своеобразной психотерапевтической практикой. Предметом
изучения психологов этой школы стала уникальная и неповторимая личность,
постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая
границы своей субъективной свободы. В этом же русле развивается и исследовательская
мысль Карен Хорни. По ее мнению, самодостаточная, ответственная личность
не нуждается в постоянной помощи терапевта. Она способна сама осуществлять
анализ своего внутреннего мира.
Здесь Карен Хорни полемизирует с 3игмундом Фрейдом, который считал,
что самому человеку трудно освободиться от своих неврозов. Если кому-то
кажется, что он в состоянии самостоятельно решить собственные психологические
проблемы, то Фрейд расценивал это как проявление нарциссизма, склонности
к самовозвеличиванию и превосходству над другими. Почему же Карен Хорни
спорит с 3игмундом Фрейдом. Она убеждена в том, что в поле зрения классического
психоанализа находился слабый, мятущийся человек, одолеваемый диктатом
влечений. Но ведь гуманистическая психология выставила в качестве объекта
изучения человека другого типа. Ему присуща ответственность, зрелость.
Так стоит ли ограничивать пациентов в их потребности самоанализа?
Если оценивать этот спор с позиции современного психоанализа, то надо
отметить все-таки правоту 3игмунда Фрейда. Карен Хорни утверждает в работе
«Самоанализ», что древние очень мало знали о тайнах человеческой психики.
Однако это заблуждение. В истории философии и психологии мы можем отыскать
немало важнейших теоретических прозрений, которые сохранили свою ценность
и в наши дни. Возьмем, к примеру, девиз Сократа «Познай себя!». Можно
полагать, что здесь озвучена элементарная потребность заглянуть в себя.
Однако мысль Сократа гораздо глубже. Ведь его призыв обращен не ко всем
людям, а только к тем, кто имеет отвагу заглянуть в бездны психики. Процесс
самопознания не только труден, но и трагичен. Древние гностики, обретшие
мистический опыт, давали клятву никому не передавать обретенное знание.
Это каралось смертной казнью. Но почему? К подвигу самопознания готовы
лишь немногие люди. И здесь Сократ безоговорочно прав: многие люди живут
сегодня на самом низком градусе самопознания. Именно поэтому гностическое
знание нельзя передавать другим. Люди, не имеющие опыта самопознания,
не способны понять, о чем идет речь. Они могут лишь обесценить мистический
навык погружения в глубины психики.
Конечно, Карен Хорни специально отмечает, что самоанализ желателен для
тех, кто из-за нехватки денег, времени или отдаленности места жительства
не может проходить постоянного лечения. Разумеется, если речь идет о
самоанализе как определенной стадии общего терапевтического процесса,
тогда можно согласиться с Карен Хорни. Работая с пациентом, можно предоставить
ему определенную возможность самостоятельно осознать или прочувствовать
процесс совместной работы, дать ему свободу принять окончательное решение.
К. Хорни показывает, что каждый человек является заложником собственной
структуры чувств, которая называется характером. На самом деле зона спонтанности,
непредсказуемости, самостоятельности нашего поведения ограничена. Человек
склонен «беречь» свою невротическую структуру, прибегая к разного рода
притворствам, самообманам и иллюзиям. В глубине души каждый невротик
осознает свою ущербность. Однако за долгие годы он свыкается со своим
неврозом, осознает его как часть собственной личности, испытывает желание
сохранить привычки. Он яростно сопротивляется терапевтической работе,
болезненно переживает расшатывание своего характера.
Описывая процесс аналитического понимания, Карен Хорни полагает, что
обязанность терапевта — выявлять каждую невротическую наклонность и спускаться
в глубинные слои психики.
Путь ее аналитического продвижения — от выявления и понимания взаимосвязей
между различными невротическими наклонностями к осознанию специфики внутрипсихических
конфликтов. Далее усилия терапевта сводятся к тому, чтобы ослабить интенсивности
конфликта. Именно это освобождает пациента от челночного движения взад-вперед
между различными позициями. Но что требуется от пациента? Он решает три
главные задачи: выражает себя как можно полнее и откровеннее, осознает
собственные бессознательные движущие силы и их влияние на его жизнь,
вырабатывает способность менять те отношения, которые нарушают отношения
с самим собой и с окружающим миром.
Сильная сторона анализов Карен Хорни в интеллектуальной глубине. Однако
она понимает, что терапия — это одновременно и мыслительный процесс,
и эмоциональное переживание. Без катарсического очищения анализ не будет
полным. Отсюда огромная роль инсайта в терапевтическом процессе. Понимание
и интерпретация в самоанализе являются единым процессом. И здесь Карен
Хорни сталкивается с новой и серьезной проблемой. Человек может осознать
свои невротические наклонности, он может их пережить заново и понять
их ущербность. Но способен ли он преодолеть свои собственные сопротивления?
Вот действительно реальный вопрос, от ответа на который зависит сама
возможность самоанализа.
Разумеется, без поддержки со стороны пациент вряд ли справится с этими
трудностями. Сопротивление — мощный защитный механизм, который огораживает
болезненные состояния человека, не позволяет прикоснуться к ним.
Формы неврозов (так называемых неврозов нашего времени) определяются,
как она считает, избранной индивидом позицией или способом защиты от
изначально враждебной человеку среды. Таковы, к примеру, позиции бегства
от общества, конформистского подчинения, стремления к власти. Главным
источником невроза Карен Хорни считала разрыв между реальным положением
индивида в обществе и созданным им своим идеализированным внутренним
образом как неадекватной формой социальной защиты.
Работы Карен Хорни написаны хорошим, легким языком. Они всегда логичны
и последовательны, поэтому их можно рекомендовать даже не искушенным
в психологии читателям.
При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги К. Хорни «Женская психология» -«Возвращая забытые имена» М. Решетников. || К. Хорни «Невротическая личность нашего времени. Самоанализ» - «Подлинное досье невротической личности», П. Гуревич.