В жизни человека есть данности, встречи с которыми мы стремимся избежать. Мы откликаемся на их «голос» тревогой и беспокойством. Мы защищаемся. Эти данности – конечность существования, одиночество, бессмысленность, свобода, тревога, вина. Осознание этих данностей вызывает вопросы о том, зачем существует человек и как он существует. Эти вопросы становятся остро актуальными, когда в жизни человека возникает пограничная ситуация, такая, например, как тяжелая болезнь. Жизнь одномоментно делится на части – «до» и «после». Появляется очень много «не могу» и «никогда». Физические изменения, болезненное лечение, страх перед неопределенностью и страх смерти, пугающее одиночество, чувства беспомощности, отчаяния, бессилия и безнадежности - все это приводит к защите от жизни, отказу от нее.
Конструктивной опорой, способной поддержать человека и помочь ему справиться с болезнью, жить подлинной аутентичной жизнью, могут стать обнаруженные им смыслы и контакт с другими людьми.
Близкие люди, как и психологи, являются носителями надежды. Всем помогающим, психологам и врачам имеет смысл задать себе вопросы: в чем моя надежда? Как она пришла в мою жизнь? Находясь в отчаянии, как я обрел надежду? Кто или что помогло мне ее вернуть и обнаружить? На что я надеюсь в работе с человеком? В работе с данным конкретным клиентом?
Во время разговора Дмитрия со слушателями также обсуждались такие вопросы, как: психологический смысл болезни; этапы переживания болезни; психологический портрет болеющего; что онкобольные хотят от своих близких; психологическое состояние родственников онкобольных; принципы помощи и самопомощи; границы ответственности при оказании помощи; как, помогая, не разрушиться; как психологу позаботиться о себе. Также рассматривались рекомендации близким и родственникам, как быть в этой непростой жизненной ситуации, как себя вести с болеющим человеком, как оказывать ему реальную эмоциональную поддержку, как говорить о болезни, о смерти, как позаботиться о себе и как не потерять и не разрушить собственную жизнь.