Часто, чтение связано с большим количеством мифов. Например, читающий человек более успешен, ему открыты все ценности культуры, у него лучше развито воображение и т.д. Конечно, есть данные, о том, что люди, у которых хорошая грамотность чтения, как правило, получают хорошее образование, делают успешную карьеру и т.д. Помимо этого читающие люди чаще из семей с высоким образовательным статусом, сами родители читающие и ориентированы на высокое образование. Но, чистых данных, что чтение ребенка связано с образованностью родителей нет.
Нейл Постман в 1982 г писал о том, что постепенно детство исчезает, главной причиной является исчезновение чтения. В те времена, интернета еще не было, Постман говорил о телевидении, о том, что люди, которые видят картинку видео – изображения на экране реагируют не аналитически, а эмоционально. Эта работа была популярной и на Западе и у нас, а чтения стала очень важным индикатором принадлежности к исчезающей группе людей, умеющих мыслить. Они умеют читать, значит, умеют аналитически рассуждать. Таким образом, чтение является очень важной частью человеческой жизни, если верить Постману.
Почему?
Ребенок, читая, погружается в воображаемый мир, представляет себе обстоятельства, в которых оказался герой, идентифицирует себя с ним, видит себя действующим, испытывая сильные чувства. Чтение это способ проникновения в культуру, способ собственного развития. Но если взять современное кино, например, там тоже возникают мысли и чувства. И все же, в кино приходится слишком мало додумывать.
Об этом и много другом рассуждает Катерина Поливанова — доктор психологических наук, профессор.