Наши мысли управляют нашей жизнью. Те, кто умеет правильно их формулировать, достигают успеха. Тот, кто владеет тайнами тренировки мозга, живет долго. Люди, знающие отличия строения мозга мужчины и женщины, счастливы в браке.
Как же правильно настроить свой мозг на долгую и счастливую жизнь? Все ли в нашей жизни зависит от наших желаний? Как нас спасает невидимый нам детектор ошибок мозга? Куда уходят мысли после смерти человека? Почему дети легче обучаются, чем взрослые? Кто умнее — человек или компьютер? Действительно ли есть связь души и космоса? И откуда берутся гении?
Об этом и многом другом рассказывает Святослав Всеволодович Медведев — физиолог, академик РАН, член бюро Отделения физиологических наук РАН, директор Института мозга человека РАН.
«Любой гений — это психически больной человек, потому что у него нет стандартов. Часто он просто не гениальный, а действительно сумасшедший. И только очень немногие люди могут креативно не соблюдать стандарты. В каком-то смысле ребенок гениален, потому что у ребенка возникают ассоциации, которые вам в голову не придут, но эта гениальность никуда не ведет по одной простой причине – у гения есть еще знания, а у ребенка такого существенного компонента нет. Он соотносит вещи, которые иногда бывают несопоставимы, как сделал Бор: электрон вращается вокруг атома и не излучает, но он не знает, что нужно сопоставить. Это то, почему ребенок может стать гениальным, но не креативно гениальным, от этой гениальности толку нет.
Можно ли обучить ребенка всему, чему угодно?
И да, и нет. Да, из ребенка можно вылепить до определенного, до сих пор не очень понятного домианта степени, что-то, что вы хотите из него вылепить, но если у ребенка нет слуха или голоса, вы из него Карузо или Паганини не сделаете. Дальше возникает одна очень важная вещь, о которой непрестанно говорит директор института возрастной физиологии, академик РАО Марьям Безруких, которую я очень поддерживаю. Из моих исследований это тоже вытекает. Стереотаксические операции (это операция, связанная с воздействием очень точечно на какие-то структуры мозга), которые мы проводим, делаются людям после 18 лет, до этого возраста мозг не сформировался. Например. Ребенок начинает ходить, одновременно пытается говорить, если вы его окликните, он может упасть, потому что огромная область мозга занята обеспечением ходьбы и не менее огромная область занята обеспечением речи, на все не хватает. С возрастом сил мозга хватает на гораздо большее количество вещей: вы можете вести машину, одновременно разговаривать по телефону, думать, потому что произошла минимизация территории, территории определились. Ребенка можно научить читать в 3-4 года. Но когда вы учите ребенка читать в раннем возрасте или обучаете его чему-то сложному, когда у него еще не сформировался аппарат для этого, он создает некое искусственное построение для обеспечения чтения, поэтому в будущем он будет читать хуже, чем те, которые приучились к этому вовремя. Все должно созреть, все должно быть в свое время. Более того, если мозг человека начинает развиваться слишком рано, слишком быстро, то дальше за это платят неврозами, потому что за любой разбаланс надо платить.
Репетиторы, уроки, школа. Ребенок должен быть непослушным. Послушный ребенок – это болезнь. Ребенок должен все время проверять, может ли он что-то сделать. Он должен ломать вещи, чтобы понять, что внутри. Если вы заставляете ребенка учить уроки, постоянно что-то делать, муштра – это не воспитание, нельзя требовать от ребенка слишком много, он должен играть, потому что игра для ребенка – это тоже познание жизни, это очень важный элемент. Если вы будете готовить ребенка к тому, чтобы он был только отличником, вы готовите олимпийского чемпиона, а теперь возьмите олимпийских чемпионов, которым 40 лет. Это больные люди. Возьмите балерин и танцовщиков в 45 лет. Они еле ходят, потому что при супернагрузках вы вычерпываете все резервы мозга. Это делать нельзя».