Почему вундеркинды так редко оправдывают надежды? Как нужно воспитывать способных детей, чтобы не погубить их талант? И как добиться того, чтобы ребенок сам стремился развивать свои способности?
На эту тему Татьяна Черниговская беседует с профессором кафедры психологии и психофизиологии ребенка Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. Герцена — Еленой Николаевой.
«С одной стороны, каждый ребенок имеет способность к познанию минимума, который есть в культуре, это и есть детское творчество. А далее, когда он становится подростком, у него есть два выбора – идти уникальным путем или социализироваться и войти в этот мир, походя на других людей. Этот выбор делается неосознанно. Многие хотят походить на то окружение, что их окружает, тогда они перестают быть талантливыми. А у некоторых детей нет такого окружения, но главную и важную роль в этом случае берут на себя родители».
Татьяна Черниговская: «Ведь у талантливых детей, вообще тяжелая жизнь, потому что они не похожи ни на кого, они делают что хотят. Чем более яркая личность, тем более хуже для него. Не хочет сидеть смирно и руку поднимать, занимается все время не тем, что ему говорят и не на какие конвенции, договоры он не идет. Много лет назад один замечательный доктор психоневролог, который талантливыми детьми занимается, мне рассказывал, что ему массово приводили таких детей, с которыми родители не знали что делать. Потому что эти дети выше двойки в оценке не поднимались, но при этом, например один мальчик первоклассник придумал и сделал паровой двигатель, эта штука носилась по квартире, брызгая раскаленным подсолнечным маслом. И я считаю, что этот мальчик не просто талантливый, он гениальный. Он не просто выдумал все это, а умудрился еще все это сделать. Другого мальчика первоклассника, обучая начальному счету, в какой – то момент сказал, что между цифрами должно быть что – то посередине и это ноль – сколько чисел справа, столько и слева. Это просто кошмар, потому что у человечества тысячелетия ушли, чтобы додуматься до такого интеллектуального прорыва. Все эти дети имели четкую двойку, как за обучение, так и за поведение. Вопрос как их социализировать, как их втянуть в общество, чтобы они не были врагами для человечества и наказанием для родителей»?