Мы живем в быстро меняющемся мире. Традиционные представления о правах и обязанностях супругов теряют смысл, и число разводов постоянно растет. Каким будет институт брака в новом веке и сохранится ли он вообще?
На эту тему Татьяна Черниговская беседует с доктором наук в сфере медицины, профессором Института психологии в Санкт – Петербурге, академиком ювенологии, учредителем Украинского института по сексологическим исследованиям – Львом Щегловым.
«Какие сегодня основные супружеские стили? Каким образом сегодня пары образуются? Да, очень важна система маскулинности и фемининности – мужественности и женственности. В определенном смысле это стереотипы. Мужчина это активный, карьерный, сильный, креативный, добытчик, в психологическом смысле агрессивный (добиваться, захватывать). А противоположный стереотип – женщина, она пассивна, терпелива, место которой в семье, ответственна за питание, воспитание, чистоту в квартире и т.д. Это достаточно любопытно сопрягается с идеями З.Фрейда, который говорил, что основная черта мужчины это активность, то есть, всего чего можно в жизни добиться он добивается активным образом. А женщина отнюдь ни то, чтобы она чего - то не хотела, но ее метод добиться – это терпение, это пассивное ожидание, материнская забота, это «ожидание Пенелопы бесконечно странствующего Одиссея».
Поэтому основные супружеские стили, сегодня считаются – патриархальные, тянущийся из предыдущих веков, мужчина глава семьи только потому, что он биологический мужчина. Если он в штанах, значит он глава семьи. Это подчеркивается разными ритуалами – первая ложка еды ему, место во главе стола. Фемининность настаивает на том, что крайне не справедливо, что отчество по мужчине. Хотя я сложно себе представляю, как было бы, например, Петр Татьянович. И даже если мы скажем, что этот стиль немного анахроничен, это не модно, но если, все же, люди принимают эти роли, то они вполне счастливая семья. Это очень сдерживает общество, структуру, но к сожалению уже очень многие люди не принимают. Забегая вперед, я должен сказать, что мука современной семьи следующая – домострой ужасен, ну нелепо расписание жены между корытом и плитой, и в тоже время штучки про то, что никаких гендерных ролей нет, а мы должны пуститься в свободное плавание. Сегодняшнее предположение о том, что будущее за унисексом, для меня как сексолога – будет конец мира, если победит унисекс. То есть полная симметричность и в одежде, и в поведении, вплоть до парфюма, симметричные проявления гнева. Просто мы одни и те же, только в одном участке тела, как мы помним, есть кое какие различия, причем помним уже с трудом, похоже».
Татьяна Черниговская: «Поскольку ты справедливо сказал, что мы, все таки, живем в культуре, а не в биологическом субстрате, Юрий Михайлович Лотман в свое время говорил и писал, что культура и создание нового текста, в широком смысле, происходит тогда, когда есть диалог и противоположные и не одинаковые участники. Если бы мы, вдруг, оказались одним и тем же существом, клонировались, то какой резон нам беседовать друг с другом, если мы и так все знаем. Именно в этой комплиментарности, разности смысл и есть».