Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Чтение Шекспира положительно воздействует на мозг

Чтение Шекспира, как показали исследования, положительно воздействует на активность структур мозга. Это связано, в частности, с лингвистическими особенностями произведений Шекспира и, очевидно, поэзии вообще.

Ученые из Ливерпульского университета обнаружили, что язык шекспировских пьес возбуждает позитивную активность мозга, сообщает PhysOrg. По мнению исследователей, Шекспир применял особый лингвистический метод — т.н. функциональный сдвиг, в котором, например, существительное используется как глагол. Благодаря этому методу мозг начинает понимать, что означает слово, еще до того, как осознается функция слова в предложении. Это и вызывает всплеск активности мозга и заставляет его усиленно работать — в попытках понять, что именно хотел сказать Шекспир.

Профессор Филип Дэвис (Philip Davis) с факультета английского языка Ливерпульского университета приводит следующий пример. Читая, к примеру, фразу he godded me' («он боготворит меня») из трагедии «Кориолан», английский читатель пытается составить своего рода цельную картину из отдельных фрагментов структурной головоломки («пазла»), поскольку слово God (Бог) очень редко используется в качестве глагола. Поэтому чтение Шекспира — нелегкое занятие даже для англичан.

А если человек пытается вникнуть в суть фразы, это приводит к настоящему взрыву мозговой активности. Шекспир как бы «вбрасывает» странные и, казалось бы, неуместные слова в обычные по виду фразы, и попытки осознать эти странности рождают ощущение драматичности момента уже от самой фразы.

Эксперты пока не могут понять, почему, скажем, незнакомое или не слишком известное слово не вызывает особых эмоций, а то же слово или самое обычное слово в необычном контексте вызывает усиление мозговой активности, причем позитивной.

Ливерпульские ученые провели испытания 20 добровольцев с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Деятельность мозга наблюдалась в ходе чтения испытуемыми пьес Шекспира.

Оказалось, что мозг по-разному реагирует на фразы разных типов. Например, фраза с неясным смыслом, но грамматически правильная, в ЭЭГ дает реакцию в форме отрицательной волновой модуляции (т.н. эффект N400). А если фраза грамматически неправильная, в ЭЭГ наблюдается другой эффект (т.н. Р600) — когда появление слова не на своем месте или в другом значении вызывает продолжительный положительный эффект.

Исследователи из Ливерпуля в настоящее время пробуют применять и другие диагностические методы (в частности, метод магнитоэнцефалографии и фунционального магнитно-резонансного сканирования) с целью выявления тех зон мозга, которые реагируют на слова и фразы. Развитие исследований в этом направлении поможет выяснить более общие вопросы — как слова и фразы влияют на развитие мозга и можно ли управлять им с помощью вербальных средств.

Многочисленные сторонники методик нейролингвистического программирования найдут в сообщении из Англии подтверждение своим теориям, хотя до понимания сути этого открытия еще очень далеко. Для российских исследователей высшей нервной деятельности открытие англичан также будет мощным стимулом — в русском языке и литературе можно отыскать немало примеров столь же ярко выраженного воздействия слова на сознание.

Собственно процесс чтения также остается в центре внимания психологов и нейрофизиологов. Проблема концентрации внимания во время чтения всерьез заинтересовала ученых. В США проводятся исследования так называемого феномена «отвлеченного» чтения. Цель эксперимента — выявить физиологические и психологические причины этого, как оказалось, массового явления и разработать методы повышения концентрации внимания для читателей всех возрастов.

Источник:

GSM-наркомания

Повсеместное распространение мобильной связи и желание производителей продать телефон почти каждому жителю планеты привело к появлению новых, неизвестных ранее психических расстройств и отклонений. Психиатры начинают фиксировать всё большее число людей, для которых предупреждение о необходимости отключения мобильного телефона в самолете, кинотеатре или в больнице вызывает беспокойство или даже страх.


Когда ребенку больно, признание его боли может стать лучшей первой помощью

Родители и врачи должны внимательно относиться к тому, как они разговаривают и лечат детей, испытывающих боль - независимо от того, насколько велика или мала травма - зная, что этот основополагающий опыт может быть перенесен на взрослую жизнь.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация