Недавнее снятие с продажи большого количества различных детских игрушек не только настораживает родителей и потенциальных Санта-Клаусов в преддверии праздников, но и может заставить покупателей более изобретательно отнестись к выбору подарков для своих маленьких детей.
«Такие старые классические игрушки, как например, красные резиновые мячики, конструкторы, пластилин и цветные карандаши, как правило, стоят недорого и запрятаны на самых дальних полках в магазинах, но являются гораздо полезнее для детей, чем электронные обучающие игрушки за $ 89.99 в ярких коробках», - говорит Кэти Хирш-Пасек (Kathy Hirsh - Pasek) – психолог Университета Тэмпл, занимающаяся вопросами развития детей.
«Самым важным является то, что дети творчески подходят к решению задач – они активные первооткрыватели», - говорит Хирш-Пасек, преподаватель психологии и заведующая детской лабораторией в университете Тэмпл. «Такие простые игрушки формируют воображение ребенка, потому что не игрушки управляют ребенком, а ребенок ими».
Роберта Голинкоф, руководитель проекта Детского Языкового Развития (Infant Language Project) в университете Делавэре говорит: «Электронные образовательные игрушки обещают развитие умственных способностей детей и, как результат, преимущество перед сверстниками. Но психологи, занимающиеся вопросами развития детей, знают, что на самом деле это не так. Родители боятся, что их дети в будущем не преуспеют в жизни, и производители игрушек играют на этих страхах».
Голинкоф добавляет, что «дети – это не емкость, которую нужно чем-то заполнить. Они лучше приспособятся к жизни, если будут играть в игрушки, дающие им возможность быть исследователями».
Хирш-Пасек и Голинкоф, создатели Обучающих и развивающих карточек (Einstein Never Used Flashcards), советуют родителям как лучше выбрать игрушку и предлагают им задаться некоторыми вопросами перед покупкой игрушек для детей:
- Соотношение активности ребенка и игрушки в процессе игры должно быть 90% к 10%.
«Многие современные игрушки управляют процессом игры, разговаривая с ребенком, исполняя ему песни или подсказывая, какую кнопку нажать, - говорит Хирш-Пасек. – Но дети любят сами разбираться, что к чему. Я ищу игрушку, которая не командует ребенком, а позволяет ему командовать собой».
- Игрушки должны быть основой игры.
«Игрушки должны быть помощниками в игре, а не управляющими, - считает Голинкоф. – Они должны пробуждать детское воображение и уникальность».
- Насколько игрушка позволяет разнообразить игру?
«Игрушка, которая просит ребенка выполнить одно конкретное действие, например, заполнить пропуски или дать всего один ответ на вопрос, не позволит ему полностью проявить себя, - говорит Хирш-Пасек. – Мне нравятся игрушки, которые ребенок может разобрать, собрать обратно, перестроить по-новому. Такие игрушки помогают развить воображение ребенка и позволяют ему создать свой собственный мир».
- Внимательно посмотрите, а не обещает ли игрушка быстрого умственного развития.
«Изучите иллюстрации и надписи на коробке, - советует Хирш-Пасек. – Обещания, что ребенок станет умнее, являются стоп-сигналом. Если производители игрушки утверждают, что ребенок заговорит на двух языках или научится считать благодаря игрушке, то это вряд ли произойдет – даже при участии родителей».
- Поощряет ли игрушка общение?
«Несомненно, ребенку необходимо быть одному, но не менее важно для него общаться с другими детьми, - утверждает Голинкоф. – Для меня важно, чтобы с игрушкой могли играть несколько детей одновременно. Таким образом, они учатся общаться, что им совершенно необходимо для дальнейшей жизни».
«Эти советы не относятся к маркетингу. Они касаются детской психологии, которой мы занимаемся уже около тридцати лет, и того, как растут и развиваются дети» - объясняет Хирш-Пасек.
Голинкоф добавляет: «Самое интересное заключается в том, что обучающие игрушки – это не мигающие роботы и многообещающие сложные устройства, а классические игрушки, которые уже не одно десятилетие помогают детям развивать творческие способности».
ScienceDaily, Пер.: Ольга Поломошнова