Новые исследования университета Чикаго нашли подтверждения того, что есть способы облегчить тяжесть одиночества: люди создают себе друзей, которые поддерживают их компанию.
«Биологическая репродукция не самый эффективный способ побороть одиночество, но вы можете выдумать людей, если вам этого хочется» - сказал Николас Эплей – доцент бихевиоризма в докторантуре университета Чикаго. «Когда людям не хватает общения, они часто видят животных, приборы или богов как своих друзей».
Социологи называют эту тенденцию антропоморфизм. «Как объект исследований этот феномен несет в себе важные терапевтические и социальные выводы» - сказал Эплей.
Психологические типажи, которые описываются в работе*, не ограничиваются только одинокими. Тем не менее, они очень хорошо известны всем людям: от одинокой женщины, живущей в окружении кошек, до киношного образа человека, выброшенного на необитаемый остров.
«В фильме «Изгой» Том Хэнкс оказался один на острове и открыл для себя, что одиночество – это самое страшное испытание, какому он когда-либо подвергался» - сказал Джон Качиоппо – почетный профессор психологии университета Чикаго.
«Он очеловечил волейбольный мяч и назвал его Вилсон, который стал ему другом, пока он был на острове». Хоть «Изгой» и представляет вымышленную ситуацию, но, тем не менее, явно показывает социальную натуру человека» - сказал Качиоппо.
Исследователи предложили три разных эксперимента, чтобы проверить свои предположения, что одинокие люди компенсируют нехватку общения созданием человеческих отношений с техникой или животными или верой в экстраординарное.
В первом эксперименте команда ученых обнаружила связь между тем, насколько одинокие люди себя ощущают и их привычкой описывать различные устройства как живых людей.
В другом эксперименте ученые вызвали у людей чувство одиночества, попросив их написать о том времени, когда они были одиноки или чувствовали себя брошенными. В такой ситуации они больше верили в экстраординарное – Бога, ангелов или чудеса – чем когда они не были одиноки.
«Если мы вызывали у них чувство одиночества, они часто описывали и животных, причем не обязательно своих, как похожих на людей, и обладающих такими человеческими качествами как вдумчивость, внимательность к другим и сострадание» - заметил Эплей.
Дальнейшие исследования показали, что не любые негативные эмоции обладают таким эффектом. «В одиночестве есть что-то особенное» сказал Эплей. Например, страх не влияет на веру в Бога или на то, как люди описывают своих животных.
Одиночество очень болезненно и потенциально опасно для здоровья. «Одиночество, как правило, чаще провоцирует заболевания, чем курение. Оно очень вредно для людей» - сказал он.
Очеловечивание Бога или животных может нести те же самые психологические и физические выгоды, которые дает реальное общение. Но эти выгоды могут не относиться к техническим приборам, которые были компонентом исследований Эплея.
«Нечеловеческие связи могут быть очень сильными – заявил Эплей. - Мозгу нет разницы, общается ли он с человеком или нет. Если у предмета есть какие-то черты, присущие людям, то это тоже отлично подходит».
Но исследование так же рассказывает об обратной стороне очеловечивания – дегуманизации. Людям, которые свободно общаются с другими людьми, сложнее воспринимать тех, кто кажется отличными от них. Классическим примером является война, где возникают острое чувство национализма и принадлежности к определенной группе.
«Может быть, что чувство принадлежности к конкретной группе является одним из факторов, порождающим дегуманизацию» - сказал Эплей.
ScienceDaily, Пер.: Ольга Поломошнова