Стэнфорд, Калифорния – Доктор медицинских наук Алан Рейс и его коллеги точно знают, почему ваш муж или бойфренд никак не могут оторваться от игры Halo 3. Первое исследование подобного рода Университета медицины в Стэнфорде показало, что часть мозга, отвечающая за чувства радости от победы, больше задействована у мужчин, чем у женщин во время компьютерных игр.
«Такая гендерная разница может помочь объяснить, почему мужчин больше привлекают игры и почему они легче на них «подсаживаются», чем женщины» - сообщили исследователи в своем труде, опубликованном в онлайн-журнале Journal of Psychiatric Research.
В 2005 году было продано более 230 миллионов копий видеоигр и опросы показывают, что 40 процентов американцев играют в игры на компьютере или приставке. По данным Harris Interactive survey в 2007 году, молодые люди чаще становятся зависимыми от игр, например, такого популярного сейчас сиквела Halo, чем девушки.
Несмотря на популярность видео- и компьютерных игр, мало что известно про нервные процессы, происходящие в организме во время игры. Так же не было проведено специального исследования по гендерным различиям в реакции мозга на видеоигры.
Рейс, ведущий автор исследования, и Говард Роббинс – профессор психиатрии и бихевиоризма давно интересовались изучением такого рода различий; в 2005 году Рейс опубликовал исследование, показывающее, что мужчины и женщины воспринимают юмор по-разному. Он и его коллеги заинтересовались в изучении концепции территориальности и решили, что лучшим способом исследовать ее будет с помощью обычной компьютерной игры.
Исследователи создали игру, где в центре экрана находится вертикальная линия («стена»). Когда игра начинается, справа от стены появляются 10 мячиков, которые перемещаются влево – в сторону стены. Если кликнуть по мячику, он исчезает с экрана. Если держать мячики на определенном расстоянии от стены, она сдвигается вправо, и игрок выигрывает территорию на экране. Если мячик касается стены до того, как по нему кликнули, стена двигается влево, и игрок теряет территорию.
Во время исследования 11 девушек и 11 молодых людей играли многочисленные 24-секундные раунды игры, будучи подключенными к ядерно-магнитно резонансному аппарату. Ядерно-магнитный резонанс создан для того, чтобы создавать динамичные образы, показывающие, какие области мозга задействованы во время той или иной деятельности.
Участникам эксперимента сказали, что нужно кликать на большее количество мячиков, но не упомянули, что они могут завоевывать или терять территорию в зависимости от того, как они кликали на мячики. Рейс отметил, что все участники эксперимента, как девушки, так и юноши, сразу уловили суть игры и кликали одинаковое количество мячиков. Но в итоге мужчины завоевали большую территорию. Это произошло потому, что они определили, что мячики наиболее близкие к стене помогут им завоевать больше пространства.
«Девушки поняли игру и двигали стену в ожидаемом направлении» - сказал Рейс, заведующий центром Interdisciplinary Brain Sciences Research. «Оказалось, что они были мотивированны на успех в игре. Но мужчины были мотивированны гораздо больше».
После исследования всех полученных результатов ученые определили, что активность мозга была обнаружена в той части, которая отвечает за радость и привязанность. Но мужской мозг, как правило, проявлял большую активность, и ее уровень напрямую зависел от количества завоевываемой территории (это не относилось к женщинам). Прилежащее ядро, амигдала и орбитофронтальная кора, взаимодействуя в одной цепи, оказывали друг на друга большее влияние в случае с мужчинами, чем с женщинами. И чем лучше все эти компоненты взаимодействовали, тем выше результат мужчины показывали в игре.
Так же ученые установили, что успех в игре является наградой в большей степени для мужчин, чем для женщин. И Рейс не удивлен. «Я думаю, что справедливо, что мужчины более территориально ориентированы» - сказал он. «Не нужно быть гением, чтобы определить, что именно мужчины завоеватели и тираны по своей природе».
Рейс так же сказал, что исследование предполагает, что у мужчин такое устройство нервной системы, которое делает их более склонными, чем женщин испытывать радость от победы в ходе игры, ориентированной на завоевание территории, и они более мотивированны продолжать игру. Опираясь на это, он установил, что мужчины более склонны впасть в зависимость от видеоигр, чем женщины.
«Большинство игр, которые нравятся мужчинам либо агрессивны, либо направлены на завоевание территории» - отметил он.
Рейс сказал, что открытия ученых могут быть применены к другим типам игр. «Все игры в какой-то степени похожи» - сказал он и добавил, что он и его коллеги планируют дальнейшую работу в этой сфере.
Университета Стэнфорда, Пер.: Ольга Поломошнова