Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Видео, вызывающие отвращение являются ключом к первому исследованию образов мозга для сравнения способов контроля эмоции

«Держите себя в руках!»

Наверняка, многие из нас не слышали подобного предостережения еще со времен детских истерик. Но, тем не менее, мы сами неосознанно говорим себе эту фразу, решая ежедневные проблемы. Способность контролировать собственные эмоции важна для нормального общения с другими людьми. То, как мы достигаем этого эмоционального равновесия, влияет на наше благосостояние.

Теперь, исследователи Стэнфорда провели первое исследование образов мозга, которое открыло два совершенно разных приема для регуляции эмоций. Ядерно-магнитный резонанс использовался для наблюдения за нервной активностью мозга, при применении обоих приемов для борьбы с таким чувством, как отвращение.

Исследователи установили, что первый метод – познавательной переоценки – снижал уровень негативных эмоций при просмотре видео, вызывающих отвращение, а второй метод – экспрессивного подавления – увеличивал уровень негатива.

Филипп Голдин, доцент психологии и ведущий автор работы, описывающей исследования от 15-го марта в Biological Psychiatry, сказал, что ценность исследования лежит в «осознании того, что у меня есть выбор при контроле эмоций, и я знаю, каковы возможные влияния и исход при использовании обоих методов».

«Метод познавательной переоценки похож на стратегию, которая есть в когнитивно-поведенческой терапии» – сказал Голдин. «Она заключается в использовании техники, основанной на переосмыслении ситуации для коррекции эмоциональной активности путем изменения значения чего-то». Например, когда врач обрабатывает рану на руке, вместо того, чтобы ужасаться при виде крови, можно сконцентрироваться на том, что пациенту помогают и его вылечат.

Другая техника – экспрессивного подавления – не включает в себя переосмысление того, что вы переживаете. Наоборот, вы подавляете проявление своих чувств. Вы стискиваете зубы и терпите.

Оба подхода, как правило, используются для контроля эмоций в повседневной жизни.

Участникам эксперимента рассказали об обеих техниках. Они лежали в аппарате для магнитно-резонансной томографии, который отражал нервную активность их мозга во время просмотра 15-секундных видео на экране, расположенном примерно в 15 см от их лица. Камера, установленная рядом с экраном, фиксировала выражения лиц испытуемых, улавливая каждое малейшее изменение в выражении. Участники так же оценили, как они чувствовали себя после просмотра каждого видео.

Исследователи показали испытуемым сорок 15-секундных роликов. Десять из них были нейтрального характера - пейзажи, природа, а остальные тридцать вызывали отвращение, как, например, «сцены из операций, приступов рвоты, убийства животных» - сказал Джеймс Гросс, доцент психологии и один из авторов исследования. «Это ужасные вещи!!» Но, как он тут же добавил, необходимые.

«Для того чтобы понять, что происходит, когда люди контролируют сильные эмоции в повседневной жизни, - сказал Гросс, - нам нужно было навязать им эти эмоции, чтобы мы могли видеть работу мозга, как от самой эмоции, так и от стремления ее подавить».

Вид изолированного пациента в медицинской лаборатории, спокойно лежащего на столе внутри узкого тоннеля в центре огромного аппарата в форме куба с гладкими стерильно-белыми стенами, с зафиксированной головой и экраном перед лицом, на котором демонстрируются отвратительные видео, может немого напомнить сцены из «Заводного Апельсина». Но в действительности исследователи специально готовили эксперимент так, чтобы никого не травмировать.

Они наблюдали за испытуемыми, чтобы четко видеть, кто из них не был тронут отвратительными видео (и сразу исключали тех, кто утверждали, что их это не тронет). Участники могли спокойно выйти из эксперимента в любое время.

Перед просмотром каждого видео на экране появлялись указания: участники должны были либо переосмыслить значение того, что они увидели; либо постараться не показать своих эмоций на лице, но не подавлять эмоции внутри; либо действовать не притворяясь.

Образы, полученные с помощью ядерно-магнитного резонанса, показали, что независимо от применяемой стратегии, работали две области, связанные с эмоциями – амигдала и островковая доля большого мозга. Но уровень нервной активности в каждой области и время ее появления существенно отличались друг от друга, в зависимости от подхода.

Метод познавательного переосмысления вел к уменьшению уровня негатива, что определялось по выражению лица испытуемого, по фото, полученных с помощью ядерно-магнитного резонанса и по их собственному рассказу о том, что они чувствовали в момент просмотра видео. Данная техника влияла на чувства испытуемых довольно быстро.

Когнитивная переоценка «приходит раньше, и далее вы уже как будто несетесь на волне примененной стратегии» сказал Голдин.

В случае с подавлением проявления эмоций на лице наблюдалась другая ситуация.

«Спокойное лицо во время просмотра видео, вызывающих отвращение, повлияло на увеличение нервной активности в амигдале и островковой доле большого мозга» заметил Голдин. «Во время просмотра видео, эмоциональная активность повышается и в тот момент, когда выполнить установку по сохранению спокойного лица становится сложно, эмоциональная активность значительно увеличивается».

Если говорить кратко, то только переосмысление было эффективно в подавлении реакции; в то время как специальное подавление эмоций вело к повышенному уровню стресса.

«Эти два вида регуляции работают по-разному» сказал Гросс. «Такие формы регуляции, как, например, переосмысление, контролируют эмоции довольно легко». Что касается подавления, то здесь автор сказал следующее «Вы можете выглядеть совершенно спокойно, но эмоционально вы будут более активны, чем, если бы вы не сдерживали свои чувства».

Как Гросс, так и Голдин отметили, что переосмысление ситуации может быть отличным вариантом в некоторых ситуациях, но отнюдь не самым лучшим.

«Если человек состоит в отношениях, где его партнер оскорбляет его, он может использовать способ переосмысления для того, чтобы оправдать своего партнера, но это может привести к еще большим неприятностям» сказал Гросс. «В то же время, подавление эмоций может быть очень важным в общении с разъяренным боссом на работе. В данной ситуации у человека попросту нет времени на переосмысление ситуации, и он может просто подавить эмоции и не испортить отношения с боссом».

Участниками этого эксперимента были только женщины, потому что они, как сказал Голдин, «демонстрируют большую эмоциональную активность по сравнению с мужчинами». Он так же добавил, что последующие исследования включат как мужчин, так и женщин.

Стэнфордский Университет, Пер.:

Чрезмерное использование родителями смартфонов может нанести вред психическому здоровью детей

Дети в возрасте от 9 до 11 лет, которые говорили, что их родители слишком много времени проводят за смартфонами, впоследствии были более склонны к тревожности, проблемам с вниманием и гиперактивности.


В течение десятилетий препараты для лечения шизофрении могли быть нецелевыми

Исследование, проведенное в живом мозге мыши, показывает, что на протяжении почти 70 лет при разработке антипсихотических препаратов целью были не те нейроны.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация