Матери с негативными чувствами и мыслями, как правило, чаще всего дают своим детям нездоровую пищу. К такому выводу пришли ученые из Норвежского университета здоровья (Norwegian Institute of Public), при поддержке ученых университета Осло.
Впервые в мире питание ребенка было рассмотрено в зависимости от психологических и социодемографических особенностей его матери. В рамках норвежского исследования матери и ребенка, 27763 матерей были опрошены на предмет того, как часто и в каких количествах их 18-месячные дети ели любой из 36 предложенных видов пищи. К этому возрасту дети научаются предпочитать сладкую и жирную пищу здоровой.
«Мы выяснили, что матери, которые эмоционально нестабильны, взволнованны, злы, расстроены, имели низкую самооценку и негативное видение мира, давали детям сладкую и жирную пищу. В то же время, связи между личностью матери и употреблением детьми в пищу овощей и фруктов не было» - объясняет Айвинд Йострем из норвежского университета здоровья.
Эти особенности материнской личности попадают в определенную категорию, именуемую повышенной негативной возбудимостью (отрицательные эмоции). Такие люди, как правило, легче подвержены стрессу – т.е. они быстрее опускают руки, если встречаются с трудностями, например, в споре, и они чаще не способны контролировать ребенка.
«Я думаю, что матери пытаются сбалансировать эту черту их характера, пытаясь заставить ребенка есть здоровую пищу, либо урезая детей в сладком. Парадоксально, что они стараются компенсировать нехватку контроля усилением контроля. Запреты и сила вызывают сопротивляемость детей, которая выливается во вспышки гнева, которым матери тоже не в силах противостоять. Более ранние исследования показали, что контролирующее поведение среди родителей связано с большим количеством сладкого, употребляемого детьми».
Советы для улучшения рациона питания ребенка
Йострем считает, что знание о связи личности родителей с рационом ребенка сыграет важную роль для людей, работающих в сфере здравоохранения и тех, кто занимается консультированием по вопросам питания.
«Люди с высоким уровнем эмоциональной негативной возбудимости, часто подвержены стрессам, вследствие чего они становятся беззащитными. Исследования этого типа личности могут помочь сформировать набор советов, которые помогут снизить уровень стресса и, как результат, улучшить рацион питания ребенка. К сожалению, у нас не было возможности изучить отцов, но мы считаем, что это так же относится и к ним. Мужчины часто выражают свои негативные эмоции в форме гнева или волнения, но, тем не менее, характеристики для обоих полов идентичны».
Независимость от социодемографических факторов
В исследовании так же обращалось внимание на следующие социодемографические факторы: пол ребенка, курение матери, посещение ребенком детского сада, образование, возраст матери, индекс массы ее тела, количество детей, уровень дохода и семейное положение. Эта информация была собрана с Департамента рождения в Норвегии (Medical Birth Registry) при университете здоровья Норвегии. Но не было объяснено, как негативные эмоции матери влияют на рацион питание ребенка.
«Говоря другими словами, влияние данных социодемографических факторов на рацион ребенка не зависело от личности матери» утверждает Йострем.
- матери, которые курили каждый день, имели высокий индекс массы тела, имели много детей, среди которых был хотя бы один мальчик и дети, которые ходили в детский сад, чаще всего давали детям здоровую пищу;
- матери, которые курили постоянно, имели высокий индекс массы тела и/или одного и более детей, чаще давали детям нездоровую пищу;
- тем не менее, матери с хорошим образованием и более старшие по возрасту, всегда давали детям здоровую пищу.
Первое исследование рациона питания 18-месячных детей
Помимо того, что данное исследование является первым исследованием, сравнивающим социодемографические и психологические факторы с питанием ребенка, оно так же является первым исследованием, изучающим рацион 18-месячных детей в принципе.
«Это важно, потому что мы выяснили, что факторы риска от приема жирной и сладкой пищи, которые раньше наблюдались у детей от 3 до 6 лет, так же присутствовали и у 18-месячных детей. Так же это показывает, что способность родителей справляться со стрессом может влиять на питание ребенка с самого раннего возраста».
Информация о методе
Ранние исследования доказывают, что волнение и постродовая депрессия могут оказать влияние на аппетит ребенка. Тем не менее, постродовая депрессия возникает редко и в течение первого года, как правило, пропадает, что, таким образом, со временем перестает влиять на аппетит ребенка. Но Йострем, при поддержке коллег Сьюзан Ниджел (Susan Niegel) и Маргарет Воллрат (Margarete E. Vollrath), расширил исследуемый вопрос, включив в изучение личность матери и уровень ее негативных эмоций.
Рацион детей делился на здоровый и нездоровый. Информация была проверена и сопоставлена с информацией о демографическом, медицинском и социоэкономическим положении матери. Здоровая и нездоровая пища была абсолютно независима от негативных эмоций, например если ребенок получает на десерт мороженое, это не влияет на тот факт, что на обед у него была брюссельская капуста.
Минусы исследования
Индикаторы рациона ребенка и виды пищи, которую едят 18-месячные дети, были значительно ограничены. Исследователи изучали только то, что ели дети, а не то, как им эта пища подавалась. К тому же, полная оценка личности матери могла указать на более очевидный эффект на их личность.
«Тем не менее, в будущие исследования будут включены пять важных качеств личности, необходимых для исследования: экстровертность, контроль, коммуникабельность, и открытость к новому, в добавлении к негативной возбудимости. Так же, ученые получают стимул более подробно изучить связь между личностью матери и питанием ребенка» говорит Йострем.
В ранних исследованиях Йострем и его коллеги выяснили, что матери с повышенной негативной возбудимостью прекращали кормить ребенка грудью до положенного срока 6 месяцев.
Julie Johansen, Норвежский университет здоровья, Пер.: Ольга Поломошнова